Год уходящий совершенно точно можно назвать успешным для Йошкар-Олы в плане ее обустройства и строительства, в плане создания комфорта для самих жителей.

А если в суете будней мы попросту об этом не задумывались, спеша по своим делам мимо строящихся детских садов, благоустройства общественных мест и ремонта дорог, то сегодня самое время подвести итоги, обратив внимание на все то важное, что сделано для улучшения качества нашей с вами – горожан – жизни. Газета “Йошкар-Ола” подводит итоги 2021-го года с градоначальником Евгением Масловым.

– Евгений Васильевич, в нашем городе за год сделано столько много, что есть ощущение какого-то настоящего прорыва во многих сферах…

– Да, наверное, это вполне подходящее определение. Абсолютным прорывом года назовем цифру в 25 километров отремонтированных и вновь построенных дорог в городе. Мы анализировали предыдущие периоды, постоянно этот факт повторяем, что в последние 20-25 лет за год капитально ремонтировалось всего по 2-3 километра.

То есть мы в 10 раз превысили средние показатели прошлых лет. Этот темп набирался не сразу, но на сегодняшний день дорожная отрасль столицы приобрела совершенно иные компетенции с точки зрения организации работы. Если раньше проектированием мы занимались в начале года, контрактованием – в середине лета, а под «белые мухи» в ноябре завершали работы, то теперь все по-другому. Глава республики и федеральный центр четко обозначили иные требования: контрактация идет на будущие периоды (у нас уже заключены контракты на 2022-й и 23-й годы, начали заниматься 2024-м).

Речь идет о том, чтобы подрядчик заранее был готов выйти на объект, заготовил для этого силы и средства. И здесь много плюсов, в первую очередь для горожан, поскольку подрядная организация «во всеоружии» намного оперативнее сработает. А это значит, что ремонт дорог доставит меньше дискомфорта жителям: на более короткий срок перекрываются участки улиц, ходит максимально близко к своим временно перекрытым маршрутам общественный транспорт и т.д.

Вся эта работа несколько лет налаживалась Главой республики в индивидуальном порядке. Александр Александрович многократно проводил организационные установочные совещания, доходил лично до каждого вопроса. И в результате на сегодня мы набрали достойный темп.

– По оценке федеральных органов власти, Марий Эл, и в частности Йошкар-Ола, в течение года устойчиво занимала свои позиции в десятке, а чаще в пятерке лидеров по темпам строительства и ремонта дорог в стране. Внимательные горожане не станут спорить, что многие проблемы не решались вообще десятилетиями…

– Совершенно верно. И если уж говорить про прорывные моменты в работе, наверное, впервые в новейшей истории города так быстро и решительно были отремонтированы в 2021 году два моста – Вараксинский через Малую Кокшагу и мост через реку Шоя на улице Дружбы, возле «Водоканала».

Глава республики и министерство транспорта приняли решение и поставили задачу мостовому предприятию с наименьшими неудобствами для горожан провести работу. И она была выполнена – работали в три смены, сдали объекты досрочно. При этом городской бюджет не был задействован вообще, это республиканская помощь столице. Также по распоряжению Александра Александровича Евстифеева и на выделенные из республиканского бюджета деньги привели в порядок все въезды в Йошкар-Олу. И эти работы сделаны в максимально короткие сроки, за что спасибо всем, кто их выполнял.

Ну а горожанам хочу сказать спасибо за терпение, которое они проявили в ожидании окончания ремонтных работ на дорогах столицы, ведь понятно, что неудобства были, но и избежать их возможности просто не было. И вот год мы закрываем, выполнив все поставленные задачи. Более того, мы уверены, что не потеряем темп, как того требует Глава республики.

Есть хорошие новости и на перспективу. В частности, Глава Марий Эл и региональное министерство транспорта сейчас обсуждают вопрос о дальнейшем ремонте мостов города. Например, приведут в порядок мост на Ленинском проспекте, для чего сейчас в правительстве принимается решение и изыскиваются ресурсы. Есть, конечно, и болевые точки, от них никуда не деться: дорожная сеть города сильно износилась. И сейчас в первую очередь в порядок приводились те дороги, по которым можно без проблем добраться из одной точки города в другую.

К сожалению, многие годы не вспоминали про улицы частного сектора. И наконец мы увидели определенный сдвиг в этом вопросе, например, строительство дорог в Апшакбеляке. А на следующий год для решения проблем с дорогами в частном секторе Правительство региона довело лимиты в сумме порядка 20 миллионов рублей, чего у нас еще никогда не было.

Это первая ласточка и символичный шаг, то есть правительство знает и не забывает болезненные вопросы горожан. Понятно, что кому-то хочется все разом или быстрее решить, но проблемы копились десятилетиями. Поэтому спасибо йошкаролинцам за понимание, за то, что они видят перемены, проявляют терпение, идут на компромиссы.

– Евгений Васильевич, именно в уходящем году на улицах нашего города появились новые троллейбусы…

– И это не могло не порадовать – тоже настоящий прорыв 2021-го, благодаря огромной помощи Правительства региона. На покупку десяти новых современных троллейбусов больше половины средств выделено из республиканского бюджета по решению Главы Марий Эл.

Вспоминаю историю, когда придя руководить администрацией города, впервые столкнулся с проблемами троллейбусного парка. Предприятие фактически было банкротом, а космические убытки в миллионы рублей ежемесячно только росли. Только энергетикам на тот момент долг предприятия составлял больше 120 миллионов рублей, иными словами, предприятие почти 2 года вообще не платило за электричество.

С приходом Александра Александровича Евстифеева это предприятие пошло на поправку: из республиканского бюджета были выделены прямые целевые деньги на поддержку, в спасении троллейбусного парка начал участвовать и муниципальный бюджет. И в конце этого года основной долг в размере 30 миллионов рублей главному энергетику-кредитору – компании ТНС-энерго был выплачен полностью, с помощью, в том числе, городского бюджета. Сегодня предприятие уже имеет обозримую перспективу расплатиться со всеми долгами и пени, копившимися годами.

Сегодня МП «Троллейбусный транспорт» активно включилось в проектирование новых троллейбусных линий. Это связано с тем, что у нас введены новые участки дорог, в частности на Петрова и Ураева, где в недалеком будущем тоже будут ходить троллейбусы. А пока здесь установлены опоры под линии для движения электрического транспорта.

Вообще в завершающей стадии находится разработка новой транспортной схемы йошкар-олинской агломерации. Она станет более справедливой, нежели была раньше, поскольку у нас исчезнет не отвечающая интересам горожан конкуренция троллейбусного транспорта и частных маршруток.

По ожиданиям, новая схема будет вводиться уже в 2022 году и пресечет не только нездоровую конкуренцию, но и создаст больше удобства местным жителям, повысит комфорт, в том числе урегулировав периодичность передвижения общественного транспорта.

В транспортной схеме нашего города наконец появляется новый автовокзал, и это – тоже прорыв 2021 года. Сколько лет жители были вынуждены отправляться за пределы столицы чуть ли не из каждой подворотни, а сейчас вернемся к цивилизации.

– Горожане уже привыкли, что ежегодно в Йошкар-Оле вводится не по одному детскому садику. Итоги 2021-го не могут не радовать и в этом вопросе…

– Совершенно верно, буквально на днях введен очередной детский сад на 320 мест в микрорайоне Мирный Сомбатхея, где бывшей властью было построено огромное количество домов, но совершенно не предусмотрена инфраструктура. И нынешнее Правительство восполняет этот очевидный пробел. За три с небольшим года мы получили больше 2500 мест для дошколят.

Теперь все трехлетки у нас ходят в детские сады. Уже есть больше сотни полуторагодовалых дошколят. И это не старые истории, это прорыв именно 2021 года. И процесс омоложения наших самых маленьких детсадовцев продолжается. Не за горами время, когда родители смогут получать путевки в детсады на годовалых малышей.

Востребованность в этом высокая, есть истории, когда молодым мамочкам просто необходимо выйти на работу, и тогда работающие бабушки и дедушки вынуждены подменять друг друга, чтобы посидеть с внуком. А порой мамы вынуждены жить в разлуке с ребенком, отправляя его к своим родителям в деревню, потому что просто нет места в садике.

Сегодня детские сады становятся все ближе и ближе к месту жительства ребенка, случаев, когда детей возят на другой конец города, все меньше. Ходить с ребенком в садик в своем или соседнем дворе должно стать в итоге нормой для нашего города.

Еще одна хорошая новость – неподалеку от открытого на днях в Сомбатхее детского сада появится новая школа на 1100 мест, федеральное финансирование которой уже подтверждено. Школа очень долгожданная, она будет построена, вероятнее всего, по нацпроекту «Образование». И в следующем году город за счет собственного бюджета начнет подготовительные работы к строительству.

Прорывом в образовании можно считать и то, что все убыстряются подготовительные работы по строительству школы «Синяя птица», это делает регион. И здесь важно отметить, что 30-40 лет школы в марийской столице не строились вовсе. Сейчас процесс запущен, и первой ласточкой была школа № 31 в Девятом микрорайоне, которая успешно функционирует уже второй год.

По заданию Правительства муниципалитет подобрал в этом году почти десять площадок под новые школы. Шесть территорий уже оформлены и полностью готовы под реализацию проектов.

Главой республики принято решение о начале реконструкции школы № 11, и это тоже определенный прорыв. Предполагается, что в этой школе появится порядка 500 дополнительных мест для начальных классов. И это очень важный проект, поскольку школа востребована, находится в центре города. А потом механизм реконструкции можно будет использовать как опыт для других школ.

Отдельная история – работа Правительства республики над капитальным ремонтом городских школ. Вспомнить школу № 7, которая едва ли не до основания была разобрана и восстановлена в результате капремонта нынешним летом. И сейчас Правительство поставило задачу перед городской властью сделать проектно-сметную документацию для формирования заявки на ремонт сразу 20 школ столицы.

Работа эта сейчас в самой активной фазе. Думаю, что в начале года мы ее завершим и результат представим на рассмотрение Правительства, а в свою очередь оно будет защищать Йошкар-Олу на федеральном уровне для того, чтобы эти школы вошли в федеральную программу. И это тоже прорыв года, когда региональная власть так плотно занимается вопросами образования.

– Евгений Васильевич, надо заметить, что не только сфера образования в последнее время стала получать большое внимание со стороны Правительства региона…

– Да, радует, что без внимания не обходится и сфера культуры. Тому, что у нас годами ветшало и приходило в негодность, сейчас уделяется самое серьезное внимание. Как пример самый яркий – подарок ко Дню города – открытие новой филармонии. Она стала жемчужиной марийской столицы, при том, что была одним из долгостроев, который никак не могли завершить прежние власти.

На самом деле и менее значимые объекты в Йошкар-Оле не обделены вниманием республиканской власти. Например, 25-я библиотека превратилась в модельную библиотеку будущего. Глава республики принял решение уделять серьезное внимание столичным дворцам культуры. Впервые в большом объеме пошли целевые средства на ремонт.

Мы смогли частично отремонтировать и ДК им. В.И. Ленина, и ДК XXX-летия Победы. То есть это носит характер поддерживающего ремонта, но это в то же время – решение проблем, которые не решались десятки лет.

– Евгений Васильевич, в течение года мы уже не раз говорили о той большой работе, что ведется в столице по переселению жителей из аварийных домов. С какими результатами заканчиваем год?

– Прорыв этого года – решение Главы республики сдвинуть сроки переселения влево. Программа расселения из аварийного жилья была рассчитана до 2025 года, в нее попадало порядка 70 домов. И решение руководителя региона – расселить эти дома – край – в 2023 году. Люди ждали десятки лет, и даже год ожидания для них тянется вечность.

Поэтому если можно что-то сделать, Глава ставит задачу – сделать.

И это еще не все – республика пошла дальше в решении расселения ветхого жилья. Мы одними из первых в России начали реализовывать процедуру привлечения средств инвесторов к современному механизму комплексного развития территорий для расселения аварийных домов.

Не дожидаясь следующих этапов программы, частные деньги все больше заходят в программу переселения. И в результате те, кто надеялись справить новоселье хотя бы через пять-семь лет, начинают переселяться прямо сейчас.

Один из самых громких проектов на сегодня – территория напротив стадиона «Дружба». Там владельцы 13 аварийных домов получат хорошее жилье в течение ближайшего года-двух. А затем мы сможем заниматься там строительством нового современного микрорайона с инфраструктурой.

Одним из первых в стране Правительство региона добилось некой преференции застройщику – 25% средств на переселение инвестору компенсируют из средств федерального бюджета. Этот механизм заработал недавно, и наше Правительство смогло оперативно подготовить сложный пакет документов, чтобы заинтересовать застройщика.

Мы и в будущем будем заниматься проектами комплексного развития территорий. Глава республики такую задачу не просто ставит, он контролирует ее в ежедневном режиме.

То есть в городе процесс по переселению из аварийного жилья набирает обороты и перерастает в грандиозную стройку. Очередные новоселы получили ключи от квартир прямо под конец уходящего года. Это сотни горожан. Согласитесь, такое не может не радовать.

Напомним, сайт газеты «Йошкар-Ола» рассказывал, что город продолжает преображаться к Новому году, например, дворы столицы Марий Эл украсили 140 новогодних елокна реке создают новогодний рисунокДед Мороз специального назначения пришел в гости к детям Семеновской школы-интерната, а коммунальщики за сутки применили на дороги и тротуары более 250 тонн противоскользящих материалов.

Кстати, на ремонт и оснащение школ в Марий Эл будут выделены сотни миллионов рублей.

Фото из архива редакции и мэрии Йошкар-Олы.