История Государственного ансамбля танца «Марий Эл» началась ещё в первой половине двадцатого столетия с объединения самобытности марийского танца и красоты национальной песни.

В 1933 году композитор и дирижёр, заслуженный деятель искусств РСФСР и МАССР Алексей Искандаров организовал марийскую хоровую капеллу, на базе которой в сентябре 1939 года был основан ансамбль песни и танца при Марийской государственной филармонии. Вплоть до 1954 года Алексей Искандарович являлся его художественным руководителем.

С первых дней создания коллектива площадкой для его развития стало главное концертное учреждение Марийской АССР – Марийская государственная филармония имени Якова Эшпая. Именно отсюда стартовала успешная презентационная деятельность марийского фольклора, как в России, так и за рубежом.

Время Великой Отечественной войны укрепило позиции ансамбля. Артистами создавались агитбригады, которые ездили на передовую с концертами для тех, кто защищал родину.

В этом году главному ансамблю республики исполняется 84 года. Своему успешному развитию от народных песен и плясок – к профессиональному танцевальному искусству ансамбль обязан Якову Эшпаю, Павлу Тойдемару, Михаилу Капланскому, Михаилу Мурашко, Юрию Иркабаеву, Ольге Комлевой и другим.

Сегодня художественным руководителем одного из самых знаменитых танцевальных ансамблей страны является Заслуженный артист России, Народный артист Республики Марий Эл, профессор Славик Михайлович Асмаев.

Глазами артиста

В представлении марийского народного искусства поклонникам фольклорного жанра участвуют люди совершенно разных национальностей.

– Ранее в ансамбле было больше приезжих артистов, получивших образование в других городах. Например, в 1986 году пришёл целый курс артистов из Татарстана. В настоящее время из этого потока осталась всего лишь одна артистка, которая уже на пенсии и сейчас работает репетитором, – рассказывает Заслуженная артистка Республики Марий Эл Марина Неретина.

Марина Анатольевна пришла в коллектив в 1987 году после окончания Новгородского колледжа культуры и посвятила марийскому народному танцу двадцать четыре года. Девушка всегда мечтала быть балериной, покоряя в пуантах поклонников классического балета, но судьба распорядилась иначе:

– Классический балет меня привлекал больше, но мне почему-то всегда говорили, что я должна связать себя с театром. Но так получилось, что жизнь меня привела в Республику Марий Эл. Михаил Петрович Мурашко и балетмейстер Геннадий Петрович Гусев разглядели во мне танцовщицу народного плана.

Специфика национального танца, его характер давались молодой артистке очень сложно.

– Мне было очень трудно перестроить себя после школы классического балета на народные танцы. Вроде смотришь – ничего особенного нет, а начинаешь разрабатывать своё тело, понимаешь, что не слушаются ни ноги, ни руки и не дают технически правильно выполнять танцевальные дроби, которые исполняются полностью всей стопой.

Даже умение правильно повязать платок Неретиной давалось с трудом.

– Когда я впервые надела платок, сказала: «Всё, я здесь больше работать не буду». Со временем посмотрела на себя с другой стороны – оказывается, красивой можно быть не только в диадеме из перьев, как в «Лебедином озере», но и в платке.

Лексика марийского танца разнообразна и трудна, но, тем не менее, Марина Анатольевна перетанцевала весь репертуар.

– Сольных партий было меньше, но мне было интереснее танцевать в массе. Когда танцует полностью весь коллектив, всё происходит перед твоими глазами. Бывают моменты, когда кто-то что-то забыл. Тут же подхватываешь, подашь руку, выведешь человека из ситуации, и всё хорошо.

После ухода на пенсию, Марина Анатольевна осталась работать в филармонии администратором, кроме того, около пяти лет она являлась директором ансамбля танца «Марий Эл», занимаясь организацией гастролей коллектива.

– Мне очень нравится работать с людьми. Зритель везде относится с любовью и благодарностью. Ведь, если он пришёл на выступление, значит, ему это нужно, и он принимает тебя таким, какой ты есть.

О своём выборе, который Марина Неретина сделала в пользу Государственного ансамбля танца, совершенно не жалеет.

– Я не подверглась соблазну перейти в музыкально-драматический театр, ныне Театр оперы и балета им. Эрика Сапаева, решив, что коллектив «Марий Эл» для меня стал родным.

Держаться корней

Оригинальности и самобытности творчества ансамбль «Марий Эл» во многом обязан научным работам Михаила Мурашко, которые он изложил в книге «Марийские сюжетные танцы» и посвятил репертуару Государственного ансамбля танца. Данная тема требует отдельного изложения.

– Михаил Петрович – наш учитель. Он, будучи сам белорусом, по крупинкам собирал марийский фольклор, отправляясь в экспедиции по местам проживания марийцев. Известно, что красота танца моркинских девушек отличается от красоты танца девушек новоторъяльских. Отличается всё: язык, костюмы, танцы, песни. Даже внутри районов есть разница в каких-то элементах традиционного танца – постановке рук, рисунках дробей. Михаил Петрович клал микрофон на землю и записывал на магнитофон танцевальные дроби каждого района и потом сам ставил танцы, – вспоминает Марина Анатольевна.

После каждого концерта артисты собирались в фойе домов культуры и танцевали вместе со зрителями, перенимая манеру подачи и особенности местной техники.

– Выразительные танцы и характерные марийские дроби, сохранённые в их естестве и самобытности, благодаря Михаилу Петровичу, принесли коллективу заслуженное признание зрителя, – говорит Марина Неретина. – И я горжусь тем, что судьба сделала меня причастной к делу сохранения марийского традиционного танца.

Фото предоставлены МарГу, Марийской государственной филармонией им. Я. Эшпая, а также из открытых источников

Наши сети: