Кто-то марки коллекционирует, кто-то поёт и пляшет, кто-то путешествовать любит, а вот Владимир Барабанов занимается авиамоделизмом, причём со школьной скамьи. За годы своего увлечения самолётиками мастер спорта по авиамодельному спорту Владимир Павлович собрал не одну сотню миниатюрных моделей.

Уже почти полвека Владимир Барабанов учит этому делу йошкар-олинских мальчишек на станции юных техников. А все началось с того, что сам школьником случайно пришел на занятие по авиамоделизму. Зацепило. Так и собирает с мальчишками самолётики. Многие наверняка подумают, что несерьёзное занятие, но и напрасно. Владимир Павлович растит в своей мастерской будущих инженеров.

– Владимир Павлович, всё-таки откуда родом такое увлечение у Вас?

Не поверите, занимаюсь авиамоделизмом очень давно, с 1972 года. Увлекся еще пионером, шестиклассником. Клуб авиамоделистов тогда располагался на улице Эшпая. А вообще любил фотодело. И так получилось, что преподаватель заболел, и я с друзьями пошёл в авиакружок. Увлекло.  Потом было училище, физмат пединститута. На втором курсе вуза пришел работать на станцию юных техников уже по адресу Кремлевская, 26. Она там располагается с 1980 года.  В выборе увлечения и дела всей жизни возможно сыграли гены. Отец был рукастый мужчина, делал классные бочки, владел в совершенстве плотницким делом. А я влюбился в авиамоделизм. Нравится именно создавать модели самолётов.

– Из чего их создаёте?

Из того, что продается в строительных магазинах. Раньше, все самолеты делали из дерева. Потом с появлением современных технологий, задача усложнилась. Сейчас не сделать современную модель самолёта просто так, на коленке. Нужны высокоточные станки, различные формы, композитные материалы. То есть технологии приближены к заводским. Деревянные самолетики летали неплохо, но как современные они летать не могут. От прогресса никуда не денешься. Сейчас, чтобы собрать модель самолета нужны немалые денежные вложения. Некоторые модели достигают сумм автомобилей. Мы, конечно, начинаем с самых простых моделей. Ребята делают их за 2-3 занятия. Для более быстрого и продуктивного процесса на первых порах материал и детали готовлю сам. Почему? Потому что у детей нет ещё навыка изготовления деталей. Многие думают: «Ну чего самолётики? Палочки-реечки…». Ошибаются. Здесь нужна точность! Необходимо соблюсти пропорции, размеры, чтобы сделанный самолётик полетел. Пока у мальчишек не возникнет вопроса: «почему один летает выше, другой дольше?» не говорю, как делаются расчеты, поскольку рано еще. А вот когда просыпается интерес, вот тогда и начинаем разбираться в тонкостях авиамоделизма. Этот период наступает, когда подходим к авиамодельному спорту, когда нужны результаты. Вот тогда занимаемся расчётами, вычисляем соотношение площадей, расстояние и т.д.

– В советское время среди молодёжи авиамоделизм был популярен, мальчишки умели мастерить модели самолётов своими руками, обучалась и соревновалась. Не зря в пионерских лагерях было популярно «клеить» модели. Как сейчас?

Сейчас, конечно, меньше мальчишки интересуются этим направлением, чем в былое время. Это направление необходимо поднимать, выводить на современный уровень. Ведь занимаясь авиамоделированием, у ребят проявляются способности инженеров. Моделизм – не просто склейка деталей, а еще и сбор информации. По сути каждая модель – уменьшенная копия реального самолета или вертолета определенной модификации. Кроме того, воспитывается техническая грамотность, даются знания истории, материаловедения, технологии, физики, химии, черчения. Ребята учатся навыкам работы с инструментами. Поэтому всегда говорю своим воспитанникам, что они будущее нашей страны. Многие мои воспитанники окончили престижные московские и петербургские вузы. Но вот, к сожалению, передать своё некому.

– Всё-таки авиамоделирование – это больше увлечение или спорт?

– Наверное, делать модели можно научиться и дома, но задача авиамодельных кружков в другом – воспитать в коллективе человека с инженерным мышлением и навыками спортсмена-авиамоделиста. В этом спорте есть деление на классы моделей. Здесь присваиваются разряды, проводятся чемпионаты, вплоть до мирового уровня. По возможности стараемся участвовать с детьми в соревнованиях.  Так, в последние сентябрьские выводные как раз проходили состязания по пилотажным моделям. Но мы запускали всё, что можно, все самолеты, которые у нас есть. Участвовали 13 мальчишек, все с удовольствием запускали свои самолетики.

– Сейчас модели самолётов можно приобрести и запускать, но это будет, скорее не тот эффект, когда ты сам смастерил?

Безусловно. В самолете, который ты сделал своими руками, разбегается по полосе и взлетает, есть некая полноценность, завершённость, какой-то переносный смысл, символизм. Когда модель взлетает, она уже перестаёт быть пенопластовым самолетиком, и становится воплощением ожившей мечты о полете. Испытываешь чувства, которые трудно, а подчас невозможно испытать в компьютерной игре.

– Какой совет вы бы дали людям, которые хотят заняться авиамоделизмом? С чего нужно начать?

Найти людей, которые этим уже занимаются. Самое главное, чтобы человек был готов делать то, что ему говорят опытные авиамоделисты. Желательно общаться в профессиональной среде, это всегда только на пользу.

Наши соцсети: