Компания МТС провела исследование и выяснила, какими были тренды уходящего 2022 года. По данным Big Data и экосистемных сервисов, жители республики стали больше путешествовать, заботиться о себе, чаще смотреть кино, получать образование и заниматься благотворительностью, а еще стали меньше тратить на новые гаджеты.

Путешествия и онлайн-образование

Все чаще мы стали проводить свой отпуск в России: только 14% россиян в 2022 году побывали за границей. Главным трендом стали поездки «выходного дня». Самыми популярными регионами для внутреннего туризма были Краснодарский край, Москва, Петербург, а также Ростовская и Воронежская области.

Путешественники стремились найти идеальное соотношение между ценой и качеством. Средняя стоимость проживания в трехзвездочных отелях выросла на 8% — до 3900 рублей, а в пятизвездочных ценник взлетел на 21% — до 11 100 рублей. Самое дорогое жилье в топ-10 популярных направлений — в Сочи, а самое дешевое — в Самаре.

При этом отели — по-прежнему самый востребованный вид «отпускного» жилья, в них останавливаются 90% россиян. Апартаменты выбрали 3,8% туристов, хостелы — 2,5%. На остальные объекты размещения пришлось меньше 4%.

Готовиться к поездке мы теперь начинаем раньше: в 2022-м россияне бронировали гостиницы в среднем за 8 дней до заезда — на два дня раньше, чем в 2021-м. Вероятно, это один из признаков того, что рынок путешествий восстанавливается после пандемии.

Даже когда школа и институт позади, желание учиться и получать новые знания у многих остается сильным, этот тренд еще прочнее вошел в нашу жизнь в 2022 году. Количество пользователей на образовательных платформах выросло на 21%, а покупать онлайн-курсы стали в 4,7 раза чаще. По данным МТС Банка, расходы на эту категорию выросли более чем в 5 раз.

Кино, музыка и книги онлайн

В 2022 году мы еще больше полюбили смотреть сериалы и кино. Объем трафика в онлайн-кинотеатрах вырос на 36%. За домашним просмотром фильмов и сериалов мы активно проводили время почти весь год. Количество покупок в онлайн-кинотеатрах увеличилось на треть, а суммарные расходы на кино выросли на четверть.

По данным статистики, мы стали уделять внимание серьезному кино. Возглавляет топ рейтинга драма, следующие по популярности — комедии и триллеры.

Аналитики онлайн-кинотеатра KION сообщают, что больше всего фильмов смотрят люди в возрасте 35-44 года — в среднем по 12 фильмов за год. Следом идут зрители 45-54 лет — 11 фильмов, 55-64 лет — 10 фильмов в год. Меньше всего, как ни странно, кино любит молодежь 18-24 лет: они смотрят только семь фильмов в год.

Трафик онлайн-библиотек в 2022 году вырос на 5%. Больше всего книг скачивали в январе и августе, меньше всего — в марте и мае.

По данным МТС Музыки, мы все чаще включали на повторе любимые треки, и слушали музыку в среднем на 33% больше.

Шопинг, забота о себе и кибербезопасность

Этот год показал, насколько нам важны комфорт и удобство. Мы предпочитали онлайн-шопинг походам в магазин: количество онлайн-платежей в 2022 году выросло на 19%. И при этом мы стали больше надеяться на удачу: на 78% чаще покупать лотерейные билеты и тратить на них на 86% больше.

В 2022 году россияне еще острее почувствовали, как важно заботиться о себе и доверять эту заботу специалистам. По данным МТС Банка, чаще ходили на массаж (количество транзакций выросло на 35%), в фитнес-клубы (+11%), и занимались активным отдыхом (+55%).

Андрей Дугин, начальник отдела сервисов информационной безопасности МТС:

«Мы стали больше беспокоиться о безопасности в интернете. Одна из причин — это то, что в 2022 году громких хакерских атак и утечек данных было заметно больше. По данным экспертов блока кибербезопасности МТС, количество таких инцидентов в России выросло в десятки раз. Жертвами кибератак становились и обычные люди, и крупные организации: ведущие СМИ, интернет-платформы, ритейлеры. Интернет-мошенники активно изобретали новые способы обмана, эксплуатируя во вредоносных рассылках самые обсуждаемые в обществе темы — такие как частичная мобилизация, снижение ставок по ипотеке и выборы».

Мой дом – моя крепость

Наши дома «умнеют»: спрос на продукты для цифровизации недвижимости вырос в 10 раз. Здесь и автоматический сбор показаний счетчиков, контроль состояния лифтов, и системы видеонаблюдения. Спрос на умные колонки в 2022 году вырос на 32%, на умные розетки — на 55%, на умные выключатели — в 2,5 раза. Значительно выросли траты на компьютеры и комплектующие (+80%).

Андрей Плавич, руководитель центра развития сетей и решений на базе устройств «интернета вещей»:

«Умные дома, умный транспорт и другие «поумневшие» вещи появляются благодаря тому, что датчики и счетчики научились общаться между собой через интернет и решать определенные задачи совсем без участия человека. Это возможно благодаря специальным сетям «интернета вещей», таким как NB-IoT. Они позволяют умным устройствам работать много лет без перезарядки и отправлять сообщения даже из подвала дома или глухой тайги. В этом году мы на 21% увеличили количество базовых станций NB-IoT, каждая из которых может обслуживать тысячи датчиков. С их помощью во всех регионах могут развиваться умные дома, транспорт, камеры, остановки и предприятия».

Осознанное потребление и благотворительность

Не покупать новое, а беречь старое — в 2022 году мы особенно прониклись идеями осознанного потребления. Спрос на химчистку одежды и ремонт мебели вырос в 2,1 раза, на услуги по ремонту одежды и обуви — на 6% и 7% соответственно. На ремонт компьютерной техники мы потратили на 20% больше, бытовой — на 59%. Как результат, телефоны и другая техника служат нам на 6% дольше.

Мода на частую смену смартфонов уходит: по данным розничной сети МТС, в 2022 году продажи новых гаджетов снизились на 19%. Самой популярной оказалась средняя ценовая категория: телефоны стоимостью 20-30 тысяч рублей покупали на 6% чаще, стоимостью 30-40 тысяч рублей — на 30%. Выбирать дорогой смартфон россияне готовы все реже. Впрочем, и самый дешевый тоже. В 2022 году мы купили на 57% меньше телефонов дороже 50 тысяч рублей и на 35% меньше устройств дешевле 15 тысяч.

Как и в 2020-м, мы были неравнодушны к чужим проблемам. Переводов в благотворительные фонды за год стало больше на 68% по сравнению с 2021-м. Особенно нам хотелось помочь детям, животным и природе.

Вот таким интересным и неповторимым был наш 2022. Благодаря аналитике компании МТС мы еще раз вспомнили уходящий год и готовы идти в следующий вместе!

Фото Павла Старикова