Ее знают как замечательную актрису, вписавшую яркие строки в летопись республиканского искусства. Галина Ямаева создала богатейшую галерею разноплановых, но всегда интересных женских образов. Весь ее творческий путь пронизан любовью к родному краю и театральному искусству. Творческие успехи и актерское мастерство высоко оценены. Заслуженная артистка РСФСР и Марийской АССР, лауреат Государственной премии Марийской Республики и лауреат премии марийского комсомола им. О. Ипая Галина Николаевна 6 декабря отметила свой 80-летний юбилей.

Надо сказать, что актриса никогда не оставалась в стороне и от общественно-политической жизни города, она неоднократно избиралась депутатом Йошкар-Олинского городского Совета народных депутатов и Верховного Совета республики. А еще ее всегда отличали высокий профессионализм, трудолюбие, целеустремленность, отзывчивость, чуткость, работоспособность.

– Галина Николаевна, Вы всегда хотели играть на сцене и посвятить себя полностью театру?

– Вообще-то всегда думала, что буду педагогом, пойду по стопам матери – учительницы начальных классов. С детства очень любила читать, в местной сельской библиотеке мной были прочитаны практически все книги. Литература и язык стали моими любимыми школьными предметами, любовь к которым привил классный руководитель Елизар Николаевич Мустаев. Участвовала во всех школьных литературных вечерах и конкурсах, всегда занимала первые и вторые места. Стихи, басни, песни – таков был мой репертуар. А еще тогда было принято ездить с концертами по деревням – выступали учителя, ученики. Среди них и я всегда была. После окончания Елеевской средней школы даже подала документы в пединститут.

– Но судьба повернула в иную сторону, и Вы стали студенткой театрального института?

– По счастливой случайности после того, как подала документы в педагогический институт, встретила режиссера и педагога из ГИТИСа. В Йошкар-Олу они приезжали набирать студентов для национальной группы театрального института. Пришла я туда из-за своего любопытства. О том, что смогу поступить, и мысли не было. Какая из меня актриса? Замухрышка, веснушки на лице, волосы зачесаны назад и собраны в косу. А там все студентки красавицы, с прическами! Прошла первый и второй туры и хотела уже уходить, но меня оставили педагоги и сказали, что у меня есть все шансы поступить. И поступила! Столичная жизнь не напугала, а, наоборот, давала сил двигаться вперед. Училась хорошо. По-прежнему много читала. Приглянулась я Татьяне Сергеевне Борисовой – библиографу институтской библиотеки. Зная мою страсть к чтению, на ночь выдавала мне литературные новинки. А тогда только Солженицына начали печатать, зарубежные переводы. Вечером выдаст мне книгу, а на утро экзамен еще устроит, читала ли я или нет. А как не читать? Я обожала литературу!

– Неужели не хотелось остаться в Москве и быть актрисой одного из столичных театров?

– После окончания ГИТИСа настоятельно рекомендовали остаться, без проб приглашали в два московских театра. Даже могла попасть и в театр миниатюр Аркадия Райкина. Но тогда я была задействована в учебном театре, играла целый год Буратино в «Золотом ключике» и не могла подвести товарищей и коллег. И после окончания института решила вернуться в Йошкар-Олу. Видимо, судьба. Не знаю, как сложилась бы моя жизнь, останься я в Москве…Нет, я не жалею. Здесь, на своей родине, я состоялась как актриса.

– Ваша первая главная роль на сцене Марийского государственного драматического театра им. Шкетана?

– Это роль Салики в одноименном спектакле. Люблю эту роль, ее я проживала, именно проживала на сцене восемь лет. Драматическая роль, она очищает и душу, и сердце, приходит совершенно иное понимание жизни. После таких глубоких ролей меняешься как человек. Близка мне и глухонемая девушка Катрин в спектакле по пьесе Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и ее дети», и испанка Мартирио в постановке по произведению Федерико Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы», и Лариса из «Бесприданницы» Островского, и Бланш из «Трамвая «Желание» Уильямса.

– Эти образы оставили незабываемое впечатление не только в моей душе, но и многих зрителей…

– После спектаклей многие поднимались на сцену и просто обнимали меня. Это, конечно, дорогого стоит. Вообще, всегда любила драматические роли. Такие, чтобы выложиться полностью на сцене. Не люблю слово «играть», а предпочитаю говорить «проживать» на сцене. Мало играла комедийных ролей. Хотя они тоже сложные. Всего за 40 лет служению театра мною прожито более ста ролей, в их числе и эпизодические. Я никогда не делила роли, к любой подходила с полной ответственностью, поскольку и по эпизодам зритель запоминает артиста. Своему становлению как актрисы благодарна многим режиссерам, особенно Сарре Степановне Кирилловой. Очень любила с ней работать. Если режиссер верит в тебя, то это многого стоит. Вообще, не любила, когда меня хвалили. Да, было приятно, особенно, когда положительно оценивали московские критики, но какая польза от похвалы? Успокаиваешься только, и роста в профессии нет. От похвалы гордыня появляется. Сейчас это я понимаю, как никогда…

– Ваша жизнь кардинально изменилась, когда Вы пришли к Богу?

– Да, я обрела совсем другую жизнь. Сначала потеряла младшего сына, потом мужа… Смысл в жизни потерялся. Тогда пришла в сестричество при Православном центре, потихоньку стала осознавать, что такое православие, что значит духовный мир, что значит любовь. И после этого совсем по-другому начала смотреть на жизнь. Многим больным и обездоленным помогала вместе с другими сестрами милосердия готовиться к тайне исповеди и таинству причастия, а иногда просто слушала человека. Посещали Савинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей, Медсанчасть №1, Госпиталь ветеранов войн. В Православном центре на праздники обязательно организовывали концерты, здесь мое актерское мастерство прекрасно помогало.

– Молодым артистам что пожелаете?  

– Во время репетиций не надо себя жалеть, нужно отдаваться полностью образу. Чтобы достичь чего-то в роли, необходимо искать, пробовать, свое видение вносить в образ, а не только то, что предлагает режиссер. Когда актер выкладывается полностью, то до зрителя доходит та суть, которую хотел показать и сказать актер. Еще не люблю, когда форма преобладает над содержанием. Получается несовместимость. Для меня главное – содержание. Всегда от содержания иду к форме. Получается, когда форма есть, а не веришь игре актеров. Вроде бы все красиво, а не до конца верю этому образу. И, конечно, труд, труд, труд. Не стоит только надеяться на красивое лицо и фигуру…Вот, пожалуй, главные мои пожелания…

Фото автора и из личного архива Галины Ямаевой.

Наши соцсети: