В эксклюзивном интервью мэра столицы Марий Эл газете “Йошкар-Ола” о том, какую роль сыграло долгосрочное планирование в оздоровлении «дорожного вопроса» столицы, какие пожелания озвучены мэрией при подготовке новой транспортной схемы и чем запомнится горожанам новогодний город.
– Евгений Васильевич, позади 10 месяцев года. Йошкар-Ола уверенно реализует запланированное на 2021-й…
– Совершенно верно подмечено, особенно если говорить, в частности, про ремонт и строительство дорог. И тут не только уверенно реализуем поставленные задачи, а даже опережающими темпами шагаем по планам следующего года.
Вообще дороги – это настоящий успех нынешнего года. И тут справедливо отметить, что важную роль сыграло долгосрочное планирование, которое поручил осуществлять Глава региона. Именно такой ритм, заданный Александром Александровичем Евстифеевым, сильно оздоровил обстановку дорожной отрасли столицы.
Еще один важный момент – весь ремонт и все строительство дорог Йошкар-Олы идет под личным контролем Главы республики, а также министерства транспорта и его руководителя. Они знают каждый объект не с чужих слов, а многократно их посещали. Естественно, такое пристальное внимание повышает и ответственность подрядчиков.
– Вы называете одной из причин успеха долгосрочное планирование. То есть работы по дорогам контрактовались заранее, и подрядчики были готовы как можно раньше приступить к работам, что мы и наблюдали нынешней весной. Для многих горожан стало большой неожиданностью, что техника заработала, едва сошел снег. Соответственно многие отремонтированные дороги уже с первых месяцев лета радовали автомобилистов. Практика продолжится?
– Безусловно. Мало того, что у нас законтрактованы все улицы 2022 года и по ним часть работ уже выполнена. У нас 60% улиц 2023 года законтрактованы. То есть подрядчики уже сейчас знают, на каких объектах будут работать в 2023 году. У нас в этом году, например, такие улицы, как Машиностроителей и Панфилова, делались по контрактам, исполнение которых предполагалось только в 2022 году.
Важно, что долгосрочное планирование дает подрядчику, помимо уверенности в завтрашнем дне, возможность экономить.
Дорожная деятельность обладает определенной цикличностью. Понятно, что есть периоды, когда дорожные работы проводить невозможно, и в это время подрядчики концентрируются на ремонте старой или приобретении новой техники, а также собирают и концентрируют все необходимые материалы, что в межсезонье делать куда более выгоднее по цене. И именно при наличии определенного контракта как раз можно купить инертные материалы под его исполнение и заблаговременно, и за очень небольшие деньги.
– Евгений Васильевич, наверное, справедливо сказать, что нынешний год стал рекордным по ремонту дорог в столице…
– Да, при этом нужно иметь в виду и темпы, и количество. По темпу ремонта дорог вся Республика Марий Эл не просто в десятке лидеров по стране, мы ближе к первой тройке. У нас один из лучших показателей по России. За этим стоит большая работа и Правительства республики, и проектировщиков, и подрядчиков.
Большой командой под руководством Главы региона мы наладили работу таким образом, что вопросов к темпам ремонта дорог в Марий Эл сейчас практически нет. Только в Йошкар-Оле отремонтировали почти 25 км дорог. Это по прежним меркам цифра целого десятилетия. Большая часть средств была выделена по проекту «Безопасные качественные дороги».
Но и Правительство Марий Эл из своего дорожного фонда изыскало целевые субсидии для обустройства значимых для города дорог. В частности, именно эти деньги позволили привести в порядок (чего не делалось десятилетия) все въезды в столицу. Так же целевые деньги республика выделила и на решение других застарелых проблем, благодаря чему удалось отремонтировать Медицинскую и часть улицы Подольских курсантов.
Буквально только что завершилось строительство автодорог по Ураева и Петрова. Йошкар-Оле очень повезло, что в индивидуальной программе развития республики Глава и Правительство предусмотрели строительство этих двух дорог. Казалось бы, они совсем небольшие по протяженности, но очень дорогие, поскольку строились практически с нуля, со всеми коммуникациями. Понятно, что самому городскому бюджету такую грандиозную стройку никогда не удалось бы потянуть.
– Логично, наверное, спросить, были ли сложности при ремонте и строительстве дорог из-за подорожания материалов, ведь по росту цен 2021 год заметно отличился?
– Абсолютно правомерный вопрос. Мы столкнулись с серьезным подорожанием металла и в целом всех строительных материалов. И это стало определенным вызовом для подрядчиков и заказчиков. Тем не менее сроки не сорваны.
Вообще, говоря о сложностях, нужно вспомнить еще один момент – грандиозная стройка проводилась в функционирующем городе с его инфраструктурой. И залог успеха был в том, что Глава республики несколько лет назад организовал большую подготовительную работу, в том числе провел ряд крупных совещаний, где и озвучил, что предполагается большое дорожное строительство, и тогда же обратил внимание на то, что надо иначе выстраивать работу по дорожной деятельности. Сразу же были намечены все предварительные работы.
К слову сказать, они незаметны, но выполнили их своевременно. Речь идет о замене различных коммуникаций. Это ведь только у обывателя может складываться впечатление, что ремонт дороги подразумевает всего лишь замену асфальта. На самом деле меняется очень многое.
Касается это в первую очередь изношенных коммуникаций. Заменены были, например, все колодцы, когда-то выложенные из кирпича, теперь уже разрушившегося. Вместо них уложили бетонные кольца. Коммуникации – это и тепло, и вода, и электричество, и интернет-кабель. Задействованы соответственно все ресурсники, в том числе и наши муниципальные предприятия. И если кто-то из них сорвал бы график работ, понятно, что мы бы саботировали весь процесс. Поэтому важность своевременной предварительной работы очевидна.
Среди сложностей надо назвать и застарелую для столицы проблему воды, которая копится на улицах города. Требование Главы республики было однозначное – не создать новых морей, подобно всем известному «анниковскому», и с традиционно уязвимых мест воду тоже вывести.
Яркий пример решения проблемы – улица Эшкинина. Нынче одновременно с ремонтом дороги здесь делалась с нуля и ливневая канализация.
Вообще проблему нужно устранять и по той причине, что подрядчики сейчас дают более чем серьезную гарантию на ремонт дорог – это 5-6 лет по новым контрактам. Но, чтобы она была не декларативной, есть, в том числе, и условие, чтобы вода на дорогах не стояла.
Хочу вспомнить про улицу Ползунова. В этом году мы много о ней говорили. Главой была поставлена задача найти для начала хотя бы временное решение, что и было сделано.
Дорога появилась. Это совсем небольшой участок – несколько сот метров – но он является для Йошкар-Олы по-настоящему дорогой жизни. Отсутствие качественного покрытия на ней создавало и пробки, и неудобства для горожан, поскольку приходилось делать большой крюк, чтобы перебраться с одной магистрали на другую. Сама же улица представляла собой практически одну глубокую лужу. Наши технические службы справились.
– Евгений Васильевич, уже говорили сегодня про новую дорогу Петрова-Ураева. И местами она получилась заметно выше уровня заездов во дворы. Наверное, ждете недовольства местных жителей, ведь здесь однозначно появятся лужи…
– Действительно, уже есть жалобы. В частности, проблема стала очевидна на улице Ураева, между домами 7 и 9. Но хочу всех заверить, что проблема водоотвода на Ураева-Петрова обязательно будет устранена в рамках реализации мероприятий по завершению строительства дороги на следующий год. Деньги в бюджете уже предусмотрены. Прошу понимания и немного терпения жителей.
– Евгений Васильевич, новый республиканский автовокзал запускается буквально на днях. Какие задачи сейчас поставлены перед городом по организации транспортного сообщения?
– Администрация города привлечена министерством транспорта региона для создания транспортной схемы, ядром которой как раз станет новый республиканский автовокзал.
Схема разрабатывается не просто для города, а для так называемой Йошкар-Олинской агломерации, т.е. она учитывает близлежащие районы и населенные пункты, прежде всего это поселок Медведево и Медведевский район.
Контракт по разработке схемы уже подписан и сейчас находится в стадии исполнения. Естественно, от нас ждут мнение относительно организации потоков. С нашей точки зрения в приоритете в этой схеме должен быть электрический транспорт. Нам бы хотелось также, чтобы в городе массово появились автобусы средней вместимости, и они были в большинстве.
Хотим, чтобы городские маршруты в рамках схемы пересмотрели, и перевозчики оказались в условиях как можно более равных. Потому что на сегодня, к сожалению, ситуация такова, что одни маршруты сверхприбыльные, а на другие вставать нет желающих, поскольку пассажиропоток там небольшой, возить просто невыгодно.
Формировать маршруты нужно таким образом, чтобы каждый включал в себя как успешные коммерческие участки, так и не столь прибыльные. Еще мы очень хотим, чтобы время, когда нет возможности уехать из Сомбатхея в девятый микрорайон после восьми вечера, ушло в историю. Вот такие предложения мы озвучили.
– Ну и Новый год не за горами, Евгений Васильевич. Уже началась подготовка города к праздникам?
– Обязательно. Несмотря на непростое с эпидемиологической точки зрения время, непременно порадуем жителей праздничным оформлением столицы.
Ну, во-первых, мы покупаем новую елку на центральную площадь Йошкар-Олы. В городе традиционно организуем много катков, чтобы люди могли проводить праздничные дни, поздравлять друг друга на свежем воздухе. Будут и приятные сюрпризы.
Поэтому давайте будем ждать и готовиться вместе, обязательно заботясь о своем здоровье и соблюдая все предписанные специалистами меры санитарной безопасности. А сегодня всех с наступающими праздниками – Днем народного единства и Днем республики!
Напомним, сайт газеты «Йошкар-Ола» рассказывал, что для нового автовокзала Йошкар-Олы выбран логотип.
Фото пресс-службы Главы РМЭ, Марии Драчук и из архива редакции.