Мы не всегда отдаём себе отчёт в том, что победа нашей авиации начала создаваться в 30-ые годы, когда призыв «Молодёжь – на самолёт!» позвал тысячи юношей и девушек в небо. Перелёты на дальние расстояния сформировали у молодых людей желание летать быстрее всех, дальше и выше всех. Многие будущие асы Великой Отечественной прошли обучение в аэроклубах. И в нашем городе был аэроклуб. Начальник йошкар-олинского аэроклуба им. Наты Бабушкиной Ахмет-Хан Канкошев стал в войну Героем Советского Союза.

Престиж авиаторов в предвоенное время в СССР был невероятно высок. На него работал кинематограф и музыка. Сколько сердец встрепенётся и сегодня при звуках «Марша авиаторов»: «Всё выше, выше и выше…» и песни «Любимый город»: «В далёкий край товарищ улетает…».

Поэтому неудивительно, что в 1941 году удалось пробить идею создания женских авиационных частей. Нигде и никогда в мире этого не было, но в России, как известно, по словам Петра Великого, «небываемое бывает», и Герою Советского Союза Марине Михайловне Расковой доверили сформировать женские части. Герою Советского Союза Валентине Гризодубовой, вместе с М.Расковой и П. Осипенко, в 1938 г. совершившей рекордный авиаперелёт Москва-Дальний Восток, доверили командовать мужским полком дальней бомбардировочной авиации.

Первым из ночных легкобомбардировочных полков был создан 588-й полк. В нём имелось 20 самолётов У-2 и 115 человек личного состава, из которых 40 принадлежали к лётному составу. Командовала полком 28-летняя Евдокия Давыдовна Бершанская, обладавшая опытом командования авиазвеном ещё до войны.

Полк формировался на Волге в г. Энгельс, 27 мая 1942 г. прибыл на фронт. Первый боевой вылет женских экипажей состоялся 12 июня. Бои шли на юге, причём очень тяжёлые. Сальские степи, Дон, Миус, Кавказ. Враг рвался к Волге. 8 февраля 1943 г. полк получил высокое звание гвардейского, став 46-м гвардейским ночным бомбардировочным авиаполком. Примечательно то, что гвардейцами лётчицы стали через 6 дней после окончания Сталинградской битвы.

Немцы боялись «ночных ведьм», как они называли лётчиц авиаполка У-2, летавших бесшумно, точно бомбивших цели противника и обеспечивавших высадку и прикрытие десантов наших войск. И не случайно командование Люфтваффе давало своим истребителям «Железные кресты».

Мария Ивановна Ольховская в 1941 году в возрасте 22 лет в Москве вступила добровольцем в РККА и тогда же стала штурманом женского авиаполка. В 1943 году гитлеровцы, отчаянно цепляясь за Кавказ, используя труд подневольных людей, насильно согнанных на сооружение укреплений, держали оборону на так называемой «Голубой линии», протянувшейся от Новороссийска до Азовского моря.

Мария Ольховская и её командир Вера Тихомирова 26 сентября 1943 г. совершили два ночных вылета на эту «Голубую линию» и бомбили дорогу между станциями Титаровская и Старобешевская.

Во время второго вылета немецкий истребитель очередью повредил мотор их экипажа. Лётчицы почувствовали, что мотор заглох, самолёт не слушается, бомбовый запас сбросить было нельзя, тем более, что и парашютов не было. Оставалось падать в кукурузное поле с риском взорваться и погибнуть. Но случилось чудо: самолёт упал, встав на шасси, на две точки. Смерть прошла мимо. Сели у своих. До своего аэродрома оставалось 12 километров. Вскоре после того, как командир и штурман послали сигнал бедствия – три красных ракеты, приехали товарищи по оружию и забрали лётчиц в медсанбат. Позднее механики, осматривая самолёт, обнаружили повреждённую шестерню, из-за которой и произошла авария. Спустя 20 лет после Победы, 8 мая 1965 года, однополчанки Вера Тихомирова и Мария Ольховская, ставшая Чулковой, вспомнили именно этот эпизод на Кубани, едва не стоивший им жизни.

Мария Ивановна закончила войну в Брунне (Германия), демобилизовалась в 1946 году. Прожила она до 1997 года, скончавшись в Йошкар-Оле. На её груди сиял орден Красного Знамени, на золотых погонах – золотые звёздочки гвардии лейтенанта.

46-й Таманский авиационный полк на своём боевом знамени носил также орден Красного Знамени и орден Кутузова 3-ей степени. 23 военнослужащих полка были удостоены высшего в СССР звания Героя Советского Союза. О лётчицах прославленного полка написаны книги, снят фильм «В небе – “ночные ведьмы”!» (1981 г.).

Память о беспримерных героинях будет жить вечно, пока люди будут помнить эту войну и Великую Победу. Для немцев они были «ночными ведьмами», для нас – героями, легендами. Погибшую Лидию Литвяк, Героя Советского Союза, сбивавшую на истребителе вражеских асов, на фронте звали «Белой лилией Сталинграда». В её честь недавно выпущена российская почтовая марка.

Смотришь на их фотографии военного времени и думаешь: «Какими же они были красивыми, даже в солдатской гимнастёрке и сапогах!». И гордость переполняет от того, что такие чудо-женщины были нашими, только у нас!

Василий ВОСТРИКОВ, кандидат исторических наук

Наши соцсети: