«Караван-сарай. Русский ориентализм» и «Искусство небесного дракона» – так называются новые выставочные проекты из Москвы. В первой экспозиции представлено более 50 работ московских художников, вдохновившихся жизнью Туниса, Индии и Стамбула. Вторая выставка представляет собой частную коллекцию произведений китайского искусства.


В НАЦИОНАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕЕ ОТКРЫЛИСЬ ВЫСТАВКИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ЧАРУЮЩЕМУ ВОСТОКУ И ЗАГАДОЧНОЙ АЗИИ

«Караван-сарай. Русский ориентализм» и «Искусство небесного дракона» – так называются новые выставочные проекты из Москвы.

В первой экспозиции представлено более 50 работ московских художников, вдохновившихся жизнью Туниса, Индии и Стамбула. Вторая выставка представляет собой частную коллекцию произведений китайского искусства.

ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ

Проект «Караван-сарай. Русский ориентализм» посвящен 5-летию Лиги художников «Снежный арьергард», а идея выставки зародилась после пленэра художников в Тунисе. Это уже не первый проект художников из Лиги «Снежный арьергард» в Йошкар-Оле. В 2011 году в галерее экспонировалась выставка «Охотники на снегу», посвященная памяти Питера Брейгеля и его самой известной картине. Через год в Йошкар-Олу приехали картины, созданные современными художниками в традициях изобразительного искусства 17 – 18 веков, – проект «От парсуны к персоне». И вот сейчас – «Караван-сарай». В этом году работы художников представлял доцент ВГИКа Виталий Ермолаев, впервые посетивший Йошкар-Олу.

На открытии выставки Виталий Юрьевич рассказал, как зародился проект «Караван-сарай». Впервые приехав в Африку, художники были поражены величием Карфагена и Колизея в Эль Джеме, роскошью мозаик в музее Бардо, единством бело-голубых сочетаний сказочного городка Сиди Бу Саида. В Бизерте московскими художниками было создано порядка сотни живописных произведений, часть из которых представлена на выставке. Многие из этих мастеров потом побывали в Турции, в Стамбуле.

Почему «Русский ориентализм»? Потому что история России «переполнена» Востоком, а к его традициям в своих работах обращались такие художники XIX – начала XX века, как В.В. Верещагин, Л.Н. Бакст, Н.К. Рерих, З.Е. Серебрякова.

В новом проекте участвуют современные художники А. Акилов, В. Алексеев, В. Архипов, С. Гавриляченко, А. Дудин, В. Ермолаев, О. Иващенко, Е. Корнилова, В. Коцарева, И. Лотиев, В. Монетов, Н. Пархоменко, Ю. Попова, В. Симонов, С. Соколов, Д. Тугаринов, А. Чаругин, И. Шанаев. Посетитель выставки сможет увидеть не только живописные полотна, но и графические работы и даже скульптурные изображения.

Арабские двери, горные пейзажи, полуденный североафриканский зной, восточные фрукты, кавказская тема, иудейская и мусульманская молитвы, портреты современных деятельниц искусства в цикле «1000 и одна ночь всеобщей истории искусств» – этими и другими темами пронизана представленная в галерее экспозиция. При этом им гармонично сопутствуют бытовые зарисовки азиатской жизни и индийский цикл с натюрмортом-обманкой из индийских сувениров, с пейзажами зеленых вод Ганги и величественной архитектуры.

Посмотреть эту выставку в Национальной художественной галерее можно до 10 октября. Потом она будет экспонироваться в МГИМО во время работы на университетском саммите БРИКС.

ФАРФОР И НЕБЕСНЫЕ ФОНАРИКИ

Выставка «Искусство небесного дракона» представлена московским коллекционером Анатолием Гречановским совместно с Посольством Китайской Народной Республики в России. Посетитель может увидеть более двухсот экспонатов, выполненных современными мастерами в лучших многовековых традициях китайского искусства с его ярким колоритом и самобытностью. Это и знаменитый китайский фарфор, поражающий своей хрупкостью и изяществом, и изделия из красного и черного лака, перегородчатой эмали, и вышивка, и резьба по дереву.

Неотъемлемой частью китайской культуры является живопись и каллиграфия. На выставке представлена традиционная китайская живопись «гохуа» художников пекинской художественной академии. Также посетители смогут полюбоваться великолепными панно, изготовленными из самых неожиданных материалов, таких как нефрит, вата, перо, пробка, кора и ракушка, несущие в себе необъятный мир мифических героев и сказочных животных.

Культура Китая насчитывает почти шесть тысячелетий. Ее формирование происходило под влиянием древних цивилизаций, кочевых народов, культур Индии и Ирана. Огромное значение имела религия: самобытные учения – даосизм и конфуцианство, а с начала нашей эры и буддизм – создали своеобразный духовный климат, в котором и развивалось это искусство.

Как признается коллекционер Анатолий Гречановский, каждый экспонат на выставке уникален. Коллекция создавалась с большой любовью и буквально по крупицам. Более двадцати лет жизни ушло на то, чтобы собрать все это воедино, сформировать по династиям.

«Культура Востока созерцательна. Это особый менталитет, – говорит Анатолий Кондратьевич. – Там в человеке сызмальства заложена особая философия – почитание того, что только-только зарождается. Почки на деревьях или первые, еще набирающие бутоны цветы привлекательны для людей, что показывает их трепетное отношение к природе, к жизни и даже к космосу. Это их мировоззрение, и оно сильно отличается от нашего».

Выставка «Искусство небесного дракона» будет работать весь октябрь, так что йошкаролинцы и гости города смогут вволю насладиться потрясающими творениями китайских мастеров.

от admin