Так назвали московские зрители театр им. Э. Сапаева, балетная труппа которого приняла участие в местном фестивале «Летние балетные сезоны». Гастрольной поездки в столицу худрук театра Константин Иванов ждал давно, уж очень хотелось показать москвичам, какая труппа выросла в Йошкар-Оле. И вот он, шанс – неожиданное приглашение на фестиваль.


ТАК НАЗВАЛИ МОСКОВСКИЕ ЗРИТЕЛИ ТЕАТР ИМ. Э. САПАЕВА, БАЛЕТНАЯ ТРУППА КОТОРОГО ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В МЕСТНОМ ФЕСТИВАЛЕ «ЛЕТНИЕ БАЛЕТНЫЕ СЕЗОНЫ»

Гастрольной поездки в столицу худрук театра Константин Иванов ждал давно, уж очень хотелось показать москвичам, какая труппа выросла в Йошкар-Оле. И вот он, шанс – неожиданное приглашение на фестиваль.


Спектакль «Дон Кихот» Театра им. Э. Сапаева буквально взорвал Москву
 

Москва покорилась. Москва рукоплескала! Москва неистовствовала!! И вполне заслуженно для наших артистов. С 1 по 12 июля каждый день они танцевали на сцене Российского академического молодежного театра на Театральной площади, показав 6 спектаклей из своего репертуара: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящую красавицу», «Дон Кихота», «Ромео и Джульетту», «Мастера и Маргариту». Кстати, вместе с балетной труппой ездил и дирижер театра Григорий Архипов, руководя оркестром, работающим специально для этого фестиваля.

Худрук театра, дирижер и прима-балерина Ольга Челпанова поделились с «Й» своими впечатлениями от московских гастролей.

Константин Иванов:

– Я давно хотел выступить с труппой в Москве, обсуждались различные варианты, но все было дорого и постоянно что-то срывалось. А три месяца назад поступило предложение от дирекции фестиваля «Летние балетные сезоны», которая приглашает, как говорится, «под ключ», то есть полностью оплачивая все расходы театра. Это своего рода признание коллектива, потому что нас пригласили не просто так: за нами следили, о нас читали, смотрели видео на сайте.

Мы все очень волновались, особенно перед первым спектаклем. Мы не знали, как примут наши спектакли, потому что все они идут если не в моей постановке полностью, то в моей редакции, кроме «Мастера и Маргариты» (хотя там тоже есть немного моей редакции). В том же «Лебедином озере» есть вещи, которые концептуально расходятся со многими постановками: отсутствие увертюры, отсутствие невест на балу, финал, в котором лебеди превращаются в девушек, но зло при этом не погибает, нетрадиционная сценография. И представляете, все вот это сыграло плюсом. Всем уже надоели замки, которые сколачиваются на сцене чуть ли не из натурального дерева, всем уже надоели сюжеты, которые тянутся в четырех актах, и спектакль невозможно высидеть. Всем хотелось нового финала, а он у нас эффектный, с массой поддержек, что держит зрителя до конца в напряжении.

Спектакль «Дон Кихот» вообще взорвал Москву. Я за него дико переживал, потому что костюмы старые, пошитые еще в 1997 году, – прошлый век; декорации мы дополняли, что-то заменяли в течение последних лет, потому что они тоже старые. Но что происходило в зале – это не передать словами: люди сами удивлялись после спектакля, как они себя вели: а прилично ли было так кричать? Это был взрыв, визг, восторг. На этих гастролях публика, по-моему, перебрала весь запас восторженных слов в русском языке. И кстати, все сказали, что хорошие костюмы и сценография. Опять же потому, что мы не городим конструкций. Так же и «Спящая красавица» – философский спектакль, придуманный художником как приторный торт, и в нем мы ушли от панорамы и ладьи в сцене встречи феи Сирени и принца. К тому же с теми сокращениями, что есть в нашем спектакле и что дает ему динамику, зрители вообще не поняли, как они смогли посмотреть «Спящую» за 2 часа. И это Москва приняла.

Разные отклики были на «Мастера и Маргариту», и это естественно, ведь у всех свои представления о произведении Булгакова. У спектакля был хороший пиар, его позиционировали как московскую премьеру. И хотя мы пытались донести, что это хореографическая фантазия, все равно все шли на него как на балет. Кто-то сказал, что это кошмар, кто-то – что это замечательно, кто-то не понял ничего. Но главное в нашей ситуации то, что труппа сделала это с честью – никто не сказал, что станцовано было плохо.

Все спектакли танцевали Ольга Челпанова и Константин Коротков, кроме двух «Щелкунчиков» – их танцевали Екатерина Байбаева и Артем Веденкин. И надо сказать, что они выступили очень достойно, были обаятельны и тоже понравились публике.

Также в Москву мы привезли с собой и школу – 20 студентов и учащихся отделения «Хореографическое искусство» на «Спящую красавицу» и «Щелкунчика». Они, конечно, украсили спектакли, и мы заявили не только нашу труппу, но и будущее ее поколение. И это, конечно, огромная радость для детей – не просто приехать в Москву, но еще и станцевать там. Кстати, Министерство культуры России устроило для них бесплатный эксклюзивный поход в Третьяковскую галерею.

Конечно, для артистов это была колоссальная нагрузка: первую половину гастролей мы каждый день репетировали, потому что нужно было пройти спектакли со сводным оркестром; во второй половине стало полегче – спектакли уже повторялись, но усталость была другого рода. Московский оркестр полюбил нашего маэстро, он нашел к ним ключик, и они много хороших слов сказали мне о нем.

Нас пригласили и на следующий год, мы уже обговорили примерный репертуар: точно повезем «Корсара» и «Баядерку», возможно, балет «Бахчисарайский фонтан», который я собираюсь выпустить в новом сезоне к Улановскому фестивалю.

Григорий Архипов:

– Оркестр фестиваля собран из московских музыкантов, играющих в разных коллективах – филармонии, в театрах Большом и им. Станиславского, и таким образом сформированный коллектив играет на протяжении нескольких лет существования фестиваля. Репетиций было крайне мало, что заставило немало понервничать, к тому же в нашем театре редакции балетов отличаются от других, и недостаток репетиций сказался на некоторых спектаклях. Еще одна особенность – это отсутствие полноценной оркестровой ямы – она маленькая. Приходилось подзвучивать оркестр, и это благоприятно сказалось на недостатках в акустике театра.

Но в целом все проходило с успехом. Общение с оркестром было замечательное, мы быстро нашли общий язык и, что немаловажно, действительно занимались музицированием. Самое сложное было количество спектаклей – мне пришлось дирижировать 11 спектаклей каждый день. Это было нелегко. Все они разные и требовали максимальной концентрации в стрессовых условиях. Но… мы выдержали! Приглашают на следующий год, и, учитывая опыт этих гастролей, я думаю, что в следующий раз будет еще лучше.

Ольга Челпанова:

– На самом деле мы все очень сильно устали. Тяжело было танцевать каждый день разные спектакли: утром – прогон, вечером – спектакль, еще и с оркестром. Оркестр, конечно, хороший. Наш Григорий – большой молодец, на нем было 11 спектаклей – это огромная нагрузка. Порой были расхождения в темпах, но без них никак, ведь все мы живые люди. А в целом все было очень здорово, зрители нас полюбили с первого спектакля и мы их тоже. От них была колоссальная отдача, и в такие моменты уже не думаешь об усталости! После каждого спектакля приходили друзья, знакомые, просто зрители и всех благодарили. Всем стало интересно посмотреть наши спектакли у нас дома, в Йошкар-Оле. Появились новые знакомства, новые друзья, и мы этому очень рады!

А вот некоторые отзывы от московских зрителей, опубликованные в социальных сетях:

– «Как на одном дыхании пролетели гастроли любимого, теперь и навсегда, Театра оперы и балета им. Э. Сапаева. Прекрасно, замечательно, чудесно, восхитительно, неподражаемо, волшебно и еще много-много подобных эпитетов в ваш адрес! Приедем к вам в Йошкар-Олу! Теперь этот город стал чуточку родным. Ведь в нем живут и работают – нет, не работают, а творят чудо – прекрасные актеры, танцовщики, балерины – да вся труппа, которая поразила нас этим июлем».

– «Огромное спасибо «Летним балетным сезонам» за потрясающее открытие – труппу Марийского театра! Досадно, что так поздно и случайно обнаружены… Восхищены профессионализмом феерического уровня вкупе с удивительным артистизмом без фальши и высокомерия, к которым, увы, столичный зритель имеет устойчивую привычку».

– «Космический «Дон Кихот»! Настолько энергетика зашкаливала, что зрители перестали сдерживать эмоции. Например, сидящий в восьмом ряду зритель регулярно рявкал «Браво!» и показывал жест, обычно сопровождающий рок-концерты. Зал в конце громыхал, ревел и… встал! Такого не было давно».

– «Бегите, летите, спешите посмотреть балетную труппу театра Йошкар-Олы! Это по-настоящему живой балетный театр, сохранивший и приумноживший самые лучшие традиции русского балета!»

Подготовила Ирина СУВОРОВА

от admin