Туристский код Йошкар-Олы, а именно центра марийской столицы создадут специалисты Ленгипрогода вместе с представителями туриндустрии региона. Им предстоит сформировать решения, направленные на развитие туристического центра Йошкар-Олы, разработать комплексное видение городских территорий, создать образ города для туристов.

Специалисты уже провели натурный анализ Йошкар-Олы: погуляли по городу, пообщались с горожанами и туристами, оценили туристскую инфраструктуру. В общем, впечатлялись и вдохновились. Некоторые секреты нам удалось узнать у представителя санкт-петербургской компании -разработчика того самого кода, который привлечёт в город туристов, Татьяны Виноградовой.

– Татьяна, Вам ранее приходилось посещать Йошкар-Олу или это первый визит в Красный город?

Скажу откровенно, до получения задания о разработке туристского кода столицы Марий Эл о Йошкар-Оле никакого образа не вырисовывалось, поэтому читала различную информацию, смотрела фотографии. Когда стала готовиться к поездке, то уже стало понятно, куда еду. Да, я знакомилась с новой архитектурой, преображениями города за последние годы, но ожидала увидеть немножко меньше. Увидели и понравилось! Отмечу, что на самом деле факт превысил ожидания, что и усложнило нашу задачу.

– Почему?

Потому что нам нужно сделать туристский код не самого города, а его исторической части – центра. Понятно, что любой регион, а тем более Марий Эл, славится своими этническими вещами. Есть мнение о том, что это Европа в центре России. И только углубляясь в тему, понимаешь, люди приезжают сюда познакомиться с этнотемой. И сейчас перед нами стоит задача создать некое позиционирование города в одной фразе или логотипе, которое стало бы привлекательным, вызывающим интерес, узнаваемым, запоминающимся и, конечно, притягивающим. Человек увидел фразу, картинку и сказал: «Я хочу туда!» То есть вызывать «вау-эффект», эмоциональный всплеск, на котором и будет приниматься решение посетить ваш город.

– У Вас какой «вау-эффект» был, когда приехали в столицу Марий Эл?

Не очень хороший. Прилетели в Йошкар-Олу поздно вечером, было уже достаточно темно. В аэропорту пришлось долго ждать такси. И поэтому первое впечатление у нас не получилось. А вот когда утром пошли гулять по городу, то «вау» уже появилось. Нам говорили, что это декорации, что строительство плохо выполнено и скоро всё развалится. Но мы как-то особо этого не увидели. Наоборот, отметили, что качество и красоту. Другое дело, что сейчас новые объекты недостаточно эффективно используется с точки зрения туризма. Безусловно, есть над чем работать.

– Удалось ли чему-либо удивиться в нашем городе как туристу, как специалисту?

Приятно удивило то, что в городе много энтузиастов, которые хотят, чтобы Йошкар-Ола развивалась и привлекала внимание туристов. Патриотов города много. Это радует.

 – В чём Ваша задача, как специалиста разработки туристского кода марийской столицы?

Привлечь как можно больше туристов, распространить информацию о привлекательности города и задать вектор развития именно с точки зрения туризма. Сейчас туризм – это всё-таки отрасль экономики, которая в состоянии генерировать существенный доход, который, естественно, пойдет на благо экономики и жителей города. Идея такая: туристы приехали, получили удовольствие, рассказали друзьям, знакомым, которые тоже потом захотят приехать и посмотреть город.

– Гуляя по городу, общались с туристами?

Сейчас еще мало туристов, сезон – впереди. На сегодняшний день, Йошкар-Ола – город все-таки не туристский, а экскурсионный. Большинство людей приезжают не как туристы, а как экскурсанты. Чем они отличаются? Туристы ночуют, экскурсанты – уезжают, побыв 2-3 часа. Понятно, что экономически более выгодны туристы, которые задерживаются в городе на несколько дней, они больше тратят денег, но и больше получают эмоций. Поэтому мне не нравится феномен экскурсантов. Люди приехали и «галопом по европам» посмотрели, галочку поставили – «там я был». И у многих срабатывает психологический стереотип, раз я там был, то туда больше не поеду. С точки зрения экскурсионной работы важно, чтобы экскурсия зацепила так, чтобы этот визит генерировал вторичный спрос. Турист сказал бы себе: «мало времени, сюда снова приеду». Но и предъявляет большие требования именно к постановке экскурсионной работы. Экскурсовод может вызвать в экскурсанте желание приехать снова. Гуляя по Йошкар-Оле, мы встретили группу туристов с теплохода, который прибыл в Козьмодемьянск. Их в столицу Марий Эл привезли всего на два-три часа. Услышала мнение, что это лучше, чем ничего. С этим не совсем согласна. Лучше, чем ничего в том случае, если действительно зародится желание посетить город вновь или хотя бы туристы расскажут о поездке знакомым, на своих страницах в соцсетях. В этом плане у Йошкар-Олы картинка очень привлекательная. Но важно, чтобы рассказали так, чтобы другие захотели посетить Йошкар-Олу с ночевкой. И это тоже одна из наших задач.

– А чтобы туристы возвращались снова и снова, что для этого необходимо?

Это сейчас и выясняем. Многое нашли, от чего можно оттолкнуться в нашей работе, но пока это секрет. Изначально думали, что один день туристы проведут в Йошкар-Оле, другой – выедут за пределы города в интересные места. Но чем больше мы ходили по городу, тем, больше убеждались, что по Йошкар-Оле можно гулять и два-три дня, а потом еще захватить и близлежащие территории. Например, этнографической темы в городе для туриста может оказаться недостаточно. Та же национальная марийская кухня довольно сложная с точки зрения приготовления, важно выдержать технологию, а это можно сделать только в деревне. Удачным решением становится этнографический и сельский туризм. Это сильная тема именно на уровне родовых вибраций человека. Но когда человек расскажет об этом, находясь в Петербурге или Москве, то это не даст нужного эффекта, необходимо приехать в регион. Общая концепция такая: мы привлекаем внимание туриста «европой», а потом, когда он насытился ею, потихонечку предлагаем этнотуризм с выездом в деревню. Конечно, в этом направлении нужно работать. В частности, сказывается нехватка гостиничных номеров более высокого уровня, люди уже привыкли к хорошим условиям. Возможно, туристы не воспользуются предлагаемыми услугами, но они будут предложены. Таким подходом можно привлечь в город более состоятельных людей. Да, у некоторых представителей турбизнеса есть стереотип: «должно быть все дешево, иначе не поедут». Но это не совсем верно, если не сказать, что неверно совсем.

Изменилось ли ваше впечатление о марийской столице после прогулок по городу?

Повторюсь, изначально не было четкой картинки. Слышала о городе, но реально яркого узнаваемого образа не сложилось. Основная проблема у Йошкар-Олы на сегодняшний день с точки зрения развития туризма, это даже не дефицит значимых ярких событийных мероприятий, а недостаточность грамотного продвижения, которое зиждется на позиционировании образа. Например, у каждого есть свой образ Санкт-Петербурга, он у всех свой. Это город белых ночей, Эрмитаж, мосты и т.д. Для образа Йошкар-Олы можно назвать новостройки. Вот почему я в начале сказала, что наша задача усложнилась. Привлекая людей именно на это, мы должны понимать, как раскрутить их на более глубокие философские вещи, которые интересны, пользуются спросом, способствовуют возвращению в республику. Сидя в Питере, я могу решить поехать в Удмуртию, Ингушентию и т.д. А почему я должна ехать в Марий Эл? Вот для этого как раз и необходимо создать яркий образ. У Йошкар-Олы для этого есть все данные и конкурентные преимущества.

– То есть потенциал есть?

Потенциал очень хороший. Есть выигрышные темы. И даже хорошо, что есть люди, которым не нравится или нравится город. Главное – нет равнодушных. Самое ужасное – отсутствие эмоций. В Йошкар-Олу просто необходимо привлекать людей! В этом и есть наша задача, чтобы туристы захотели приехать сюда за шесть тысяч километров и насладиться красотой, вызвать у них бурю положительных эмоций и незабываемых впечатлений. Да, эмоции покупаются и продаются. А когда это есть, то есть и туристы.

Фото Павла Старикова.

Наши соцсети: