Вот уже 23 года Управление Судебного департамента в Республике Марий Эл стабильно и эффективно решает задачи по организационному обеспечению деятельности судов для их независимого и самостоятельного отправления правосудия.

За это время изменилось состояние судебной системы, созданы надлежащие условия для работы судей, укреплена материально-техническая база, внедряются новейшие информационные технологии в сфере судопроизводства.

О специфике работы и первоочередных задачах, стоящих перед органом Судебного департамента, в беседе с его начальником Владимиром Дмитриевичем Шаговым.

Владимир Дмитриевич, 9 июля Управление Судебного департамента в Республике Марий Эл отмечает 23 года со дня своего образования. Традиционно хотелось бы узнать о результатах работы ведомства?

– За прошедшее время Управлению удалось сохранить позитивную динамику совершенствования организационного обеспечения деятельности районных (городских) судов республики.

В частности, организован ведомственный электронный документооборот между Управлением и судами, что позволило значительно сократить количество пересылаемых на бумажном носителе документов по вопросам обеспечения деятельности судов, ускорить сроки их рассмотрения и исполнения.

Расширилось применение информационных технологий в судах. Появилась возможность подачи процессуальных документов в электронном виде. В каждом суде установлены комплекты видеоконференц-связи. Главным новшеством стало обязательное внедрение в судах автоматизированных систем аудиопротоколирования. В настоящий момент районные (городские) суды республики оборудованы 28 стационарными и 7 мобильными комплектами аудиопротоколирования.

Суды обустраиваются и компьютеризируются: продолжаются работы по текущему ремонту зданий и сооружений районных (городских) судов, обновляется компьютерная техника в судах, автомобильный транспорт, офисная мебель. В настоящее время решается вопрос строительства нового здания Верховного Суда Республики Марий Эл, а также проведения капитального ремонта нового здания Горномарийского районного суда Республики Марий Эл.

Проводимые мероприятия позволяют значительно повысить эффективность судебной деятельности.

Уровень внедрения цифровых технологий в судах растет. Какие еще технологические новинки будут вовлечены в процесс судопроизводства?

– В будущем планируется расширение сервисов электронного правосудия, внедрение в судах новых интеллектуальных информационных технологий. В рамках реализации сервиса «Правосудие онлайн» с Единого портала госуслуг будут доступны следующие функции: выбор суда для подачи иска, получение уведомлений и документов в электронном виде, доступ к материалам дела в личном кабинете, интерактивный помощник, автоматический расчет и онлайн-оплата госпошлины, удаленное участие в процессе. Данные нововведения планируется внедрить до 2024 года включительно.

Кроме того, предлагается изменение подхода к работе аппарата суда во взаимодействии между участниками судебного процесса, а именно: создание единого федерального реестра электронных почтовых ящиков сторон участников судебного процесса (физических лиц, организаций). Для получения судебных документов в виде электронных заказных писем необходимо иметь регистрацию на портале «Госуслуги». Данный проект успешно реализован в Липецкой области. В будущем электронная рассылка юридически значимых документов, я думаю, станет возможной и в нашем регионе. Одним словом, многое еще предстоит сделать для цифровой трансформации судебного процесса.

– Эпидемия COVID-19 изменила привычный уклад подавляющего большинства российских граждан. Как судебная система республики преодолела вызовы пандемии?

– Столкнувшись с распространением коронавируса, Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Совета судей Российской Федерации в апреле 2020 года выпустили совместное постановление, определившее порядок функционирования судов в условиях пандемии. В соответствии с документом судам было поручено проводить процессы только по делам безотлагательного характера, а при наличии технической возможности перейти на слушание дел посредством видеоконференц-связи.

Кроме того, ограничен доступ в здания судов лицам, не являющимся участниками процессов, а также приостановлен личный прием граждан. В связи с введенными ограничениями выросла потребность в электронных ресурсах. Так, количество документов, поданных в районные (городские) суды Республики Марий Эл в 2020 году, увеличилось более чем в 1,5 раза по сравнению с 2019 годом.

В 2020 году почти на 20% увеличилось количество рассмотренных судами республики дел об административных правонарушениях. Такой рост обусловлен изменениями, внесенными в Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях, направленными для предотвращения распространения коронавирусной инфекции.

Несмотря на непростые условия, работа в районных (городских) судах республики не приостанавливалась. Судьи и работники аппаратов судов работали с соблюдением необходимых мер безопасности. В настоящее время в связи с действующим на территории республики режимом повышенной готовности суды республики продолжают работать с учетом санитарных требований.

– Владимир Дмитриевич, какие задачи стоят перед Управлением на ближайшую перспективу?

– Судебная система постоянно развивается и совершенствуется. Это ставит перед органом Судебного департамента новые задачи по обеспечению доступности правосудия, самостоятельности судов и независимости судей, повышению авторитета судебной власти.

Многое еще предстоит сделать. Управление Судебного департамента в Республике Марий Эл намерено и в дальнейшем продолжать активную работу по решению всех возложенных задач, направленных на создание надлежащих условий для эффективного отправления правосудия в судах. Уверен, что общими усилиями эти задачи будут успешно реализованы.

Уважаемые коллеги, в этот знаменательный день желаю вам доброго здоровья, счастья, удачи, благополучия и плодотворных успехов в служении интересам правосудия!

 

Фото предоставлено Управлением Судебного департамента в Республике Марий Эл.