В городском парке среди деревьев стоит небольшой храм с колокольней. Он невелик, и его заметишь не сразу. Скромная по своему убранству церковь, увенчанная зеленым куполом, не поражает ни своими размерами, ни декоративными деталями, ни богатством и пышностью.

Обычный российский православный храм, каких, наверное, сотни из тех, что составляют с российским пейзажем единое целое. Без таких церквей трудно представить старую Россию, какой она изображена на полотнах наших художников. Около нее хочется постоять в молчании наедине с собственными мыслями, а у алтаря тихо помолиться Богу и поставить свечу в память людей, которых уже нет с нами. Тихое, смиренное чувство владеет здесь человеком, словно смущенно остановившимся у порога храма, так мало похожего на пышные торжественные соборы, покрытые золотом. Небогатой кажется эта церковь, тем не менее, перед ней чувство смирения, покоя и готовности принять испытание, называемое «жизнь», здесь присутствует и ощущается как нигде остро и отчетливо. Уместно вспомнить строки Николая Рубцова:

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

– Где же погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.-

Тихо ответили жители:

-Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз,

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

И тому есть объяснение, ведь перед нами – старинная кладбищенская церковь, где отпевали многих и многих царевококшайцев, которые упокоились именно здесь в сени деревьев парка. Дух кладбища не ушел, хотя история его закончилась в октябре 1926 года, когда горисполком распорядился закрыть кладбище и церковь.

Надгробные камни пошли на строительство других домов и даже дорог, будучи разбиты. Найти сегодня имена и могилы тех, кто некогда обрел здесь вечный покой, невозможно. А ведь немало известных горожан лежит в этой земле. Несколько лет назад даже проводили раскопки, находя останки покойников и того, что после них осталось после стольких лет тления. Писали, что нашли останки чуть ли не самого бывшего царевококшайского исправника времен Николая I фон Келлера. Искали следы захоронения чувашского просветителя Михаила Федорова, некогда учительствовавшего в Царевококшайском двухклассном училище и скончавшегося в 1904 году.

За каждой могилой – своя человеческая судьба. Храм, названный в честь весьма почитаемой на Руси чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери, был построен в екатерининское время в 1779 году (по другим сведениям – в 1774) на средства местного купца Стефана Вишнякова. Тихвинская церковь была приписана к городскому Воскресенскому собору (1759 г.). Вероятнее всего, храм был освящен в день памяти названной иконы 26 июня (по старому стилю календаря), 9 июля (по новому календарю). Церковь имела два престола – во имя Тихвинской иконы Божией Матери и в приделе во имя святомученика Георгия Победоносца, изображение которого украшает герб столицы России – Москвы. При храме находилась трапезная.

В советское время, в период гонений на церковь и на религию вообще, Тихвинская церковь лишилась колокольни и купола, а то, что от нее осталось, использовалось для хозяйственных нужд. Храм восстанавливали уже в 90-ые годы прошлого века, но уже не в первозданном виде XVIII столетия, а, скорее, по мотивам того, что стояло здесь на месте некогда порушенного строения. В субботу и воскресенье проходят службы, и верующие приходят сюда, чтобы помолиться, а также помянуть ближних, усопших своих. В стенах храма нашла приют воскресная школа. И хотя время и люди не сохранили всего, что было связано с этими стенами и их прошлым, отрадное чувство с привкусом горечи вызывает осознание того, что не все ушло бесследно, что-то продолжает жить, сохраняя ту энергию и тот внутренний огонь, которым некогда жили наши предки. И вспоминаются слова, написанные на одном из надгробий: «Мы были как вы, вы будете как мы».

Василий ВАСИЛЬКОВ

Фото предоставлено автором

Дополнение

Размер храма в плане 22х8 м, теплого придела 11х6 м. Здание церкви было включено в проект пямятников истории и культуры Йошкар-Олы и их охранных зон, выполненный в 1988-1991 гг. институтом Ленгипрогор и получило характеристику как «памятник, соединивший в своем облике мотивы барочной и древнерусской архитектуры».

Наши соцсети:

ВК: https://vk.com/ggyola

Одноклассники: https://ok.ru/gazetayoshkarola

Телеграм: https://t.me/gazeta_yoshkarola

Ранее сайт газеты “Йошкар-Ола” сообщал, что Йошкар-Ола в 1945 году: Великая радость

а также рассказывал о том, что Йошкар-Ола в 1946 году: Мирный старт

Кроме того, Йошкар-Ола в 1947 году: «Было время – и цены снижали»