На выставке «Пушкинские строки» в Музее истории православия в Йошкар-Оле представлены работы из собрания Оренбургского областного музея изобразительных искусств, выполненные в двух интересных техниках.
Вязь и скоропись
Если значение слова «каллиграфия», то есть «красивое письмо», многим знакомо, то «леттеринг» требует пояснения. Оба понятия связаны с орнаментальным написанием букв, причем первое – чисто эстетическое, а второе, наоборот, несет еще и смысловую нагрузку. Леттеринг считается особой формой искусства рисования букв, где каждая литера выступает в качестве иллюстрации. Сама надпись создается как изображение буквами.
Художники-леттереры ищут вдохновение в русских исторических почерках: в вязи или скорописи. Это требует знаний, образного мышления, умения и желания наслаждаться прекрасным. Мы, современники, пользуемся каллиграфическим письмом с элементами леттеринга только в особых случаях. Например, когда рассылаем приглашения на торжества, фестивали оперного или балетного искусства и разного рода выставки.

Любование словом написанным
Некоторые задаются вопросом: а причем здесь Пушкин, какое отношение имеет Оренбург к такого рода искусству и конкретно к этой выставке? Напомню, что поэт много путешествовал по Оренбургской губернии, так как интересовался Пугачевским восстанием. Его увлечение впоследствии вылилось в «Историю Пугачевского бунта» и повесть «Капитанская дочка». Именно она и стала вдохновением для каллиграфов и леттереров, дала основу для воплощения замыслов не на абстрактной почве, а на хорошо известном произведении.

Смею предположить, что немалую роль сыграл особый дар Пушкина изображать на полях своих произведений героев и оставлять зарисовки особым каллиграфическим почерком. Ему он, кстати, в период обучения в Царскосельском лицее посвящал 18 часов в неделю!
– Кажется, что в основу своих работ художники положили просто букву или замысловатый шрифт. Но здесь такая высокая эстетика, что ты любуешься словом, как произведением искусства, – сказала на открытии выставки директор Национального музея им. Т. Евсеева Светлана Зверева. – Очень важно, что наши коллеги из Оренбургского областного музея изобразительных искусств смогли создать такой невероятный проект, который делает культурное наследие страны актуальным, современным. Выставка будет передвижной, и нам вдвойне приятно, что ее путешествие началось именно с Йошкар-Олы.
Не просто увидеть, а прочесть
Для иллюстрации текстов Пушкина художники использовали различные инструменты: перо, кисть, рейсфедер, цифровую каллиграфию. Каждый воплотил свою неповторимую форму выражения, безусловно, зависящую от таланта, личного мироощущения, манеры передачи того или иного образа. Этим выставка и хороша, этим она и привлекает зрителя!
В экспозиции участвуют 52 работы художников из разных городов России, а также Беларуси. Уверена, что посетители экспозиции с увлечением рассмотрят картины, выполненные в нестандартной технике, и по-новому «прочитают» классическое произведение великого поэта.
Автор материала и фото: Марина ОЛЕНЕВА