Алевтина Андреевна – талантливый художник-керамист. Она много лет работает с глиной и создает удивительные вещи: украшения, вазочки, панно. Ее авторское творчество представляет огромный интерес и у профессионалов, и у обычных любителей прекрасных изделий.

Процесс изготовления изделий из глины, по словам автора, интересный, хотя трудоемкий и порой даже долгий, требующий сосредоточенности, внимания и аккуратности. Самое увлекательное в этом деле, пожалуй, волшебство процесса, конечный результат которого практически невозможно предугадать.

Природный дар

Первый опыт работы с глиной, глазурями и гончарным кругом Алевтина Шайдуллина получила в цехе керамики Йошкар-Олинского кирпичного завода имени XII лет Октября. А до этого в Абрамцевском художественно-промышленном училище в Подмосковье, в котором и получила все необходимые знания по гончарному делу.

Изобразительному искусству я училась в Республиканской музыкальной школе-интернате №1, – рассказывает о себе Алевтина Андреевна. – Попала в эту школу по иронии судьбы. В день, когда набирали ребят, все лучшие художники из класса нашей деревенской школы почему-то не пришли. После окончания школы-интерната, учитель по живописи сказал мне, чтобы я ехала в Подмосковье и продолжала учебу. Приехала, написала заявление на отделение «Роспись по керамике». Что такое керамика, я даже понятия не имела. Только когда поступила, узнала, кем я буду после окончания училища. Также не думала, что жизнь свою свяжу с этим ремеслом. Но когда появился у меня гончарный круг, полюбила это дело всей душой. Знаете, гончарный круг – это просто волшебство. Это магия. Пальчиком чуть двинешь глину, форма тут же меняется…

Работой с этим удивительным предметом Алевтина Шайдуллина всерьез занялась на кирпичном заводе, когда столкнулась с тем, что не чувствовала гармонию между формой, пропорцией и декором. И только после того, как в цехе установили гончарный круг, могла практиковаться и в лепке, и в росписи, и в освоении тонкостей обжига.

 Волшебная глина

Глина считается основой для гончарного дела. Смешанная с водой, она создает тестообразную массу, из которой потом и получаются оригинальные вазочки и украшения. Но, как говорит мастер, глина глине рознь и далеко не из каждой получится шедевр.

 – Простая глина с улицы, конечно, не подойдет, – делится секретами мастерица. – Она должна быть обогащена всеми необходимыми химическими элементами, чтобы в процессе обжига изделие не вздулось, не треснуло. Долгое время в своей работе использовала мари-турекскую глину, сейчас работаю на гжельской глине. Идеально подходит готовый, вакумированный материал.

Алевтина Андреевна постоянно находится в творческом поиске оригинальной техники. И сказать, что она пользуется только какими-то определенными из них, нельзя. Вырабатывая новые, возвращается и к давно отработанным, совершенствуя их.

Бывает, освоишь какую-либо технику, потом она становится сладкой, рафинированной, – признается художник-керамист. – А ведь когда избыток сладкого, то не нравится и отвергаешь. Поэтому ищешь новую технику, изучаешь ее, двигаешься дальше в поиске нового. Бывает, возвращаюсь к прошлому опыту, соединяю техники между собой, порой новые – со старыми.

В творческом процессе у Алевтины Андреевны, как правило, сразу несколько предметов. Она не делает сначала одну вещь «от и до», а предпочитает работать одновременно с несколькими.

Такой подход удобен при обжиге, – делится еще одним секретом мастерица. – Ведь одну вещь не поставишь в печь, поскольку вся печка должна быть заполнена. Обжигать изделия необходимо при высокой температуре – 970 градусов, когда уже огонь белый. И так по два-три раза любую вещь.

Вазочки для души

Сегодня, в эпоху промышленного производства, любая вещь ручной работы становится ценной благодаря своей уникальности. Изделия из керамики — не исключение. Работы из глины, сделанные без использования промышленных технологий, вновь актуальны. Подсвечники и абажуры, плитка и панно на стену, и, конечно, посуда в любом виде. У Алевтины Андреевны – это вазочки. Их у художницы превеликое множество. Только на своей авторской выставке в Музее народно-прикладного искусства она представила более 150 уникальных вазочек. Все они выполнены мастером с использованием разнообразных художественных приёмов и техник.

 

В основном я сейчас делаю украшения, а вот вазочки – это для души, – признается Алевтина Андреевна. – Коллекция домашняя. Вазочки все стоят дома на полочках, не спрятаны по коробкам. Есть среди них и те, которыми постоянно пользуемся: в одни ставим живые цветы, в другие сухостои. Бывает, вазочки дарю. А так, в основном, все стоят на полочках, на своих местах.

Изящные по форме, гармоничные по цветовым сочетаниям уникальные произведения искусства, выполненные из природного материала, раскрывают высокий профессионализм и одновременно тонкую душевную натуру художника-мастера Алевтины Шайдуллиной.

Наша справка:

За плечами Алевтины Шайдуллиной – 10 персональных выставок. Она – лауреат Государственной молодёжной премии Республики Марий Эл в области литературы и искусства имени Олыка Ипая и участник международных, всероссийских, региональных фестивалей, выставок и конкурсов декоративно-прикладного творчества.

Фото Павла Старикова.

Наши соцсети: