На нашей планете, наряду с современными мегаполисами, существует немало мест, созданных древними мастерами или же самой природой. Многие из них окутаны мистическими загадками и тайнами. Эти места вызывают огромный интерес
у ученых, сбивают с толку аномальными явлениями и неизведанностью. О таких зонах в Марий Эл продолжает рассказывать газета “Йошкар-Ола”.

Обдасола

Эта деревня находится в полутора километрах к юго-западу от центра сельской администрации, села Марисола. Обдасола – официальное название деревни, местное – Овдасола, Овдаево. С названием этого населенного пункта связана легенда: когда-то в деревне жил зажиточный крестьянин Миклай, имевший много лошадей. Как-то раз он заметил, что лошади возвращаются по утрам уставшие и грязные. Тогда он намазал их спины смолой. На следующее утро одна из лошадей вернулась с девушкой-овдой на спине. Миклай, хлестая ее плеткой, провел по деревне. Измученная девушка прокляла род Миклая и деревню. Ее пророчество сбылось: род Миклая исчез, а название за деревней сохранилось.

Белая роща

Белая роща – место силы

Это место у деревни Нурсола в Сернурском районе уникально тем, что в роще молятся сразу пяти богам, причем как светлым, так и темным. Главный жертвенник в центре рощи принадлежит Тун Ош Кугу-Юмо, что означает Верховный Белый Великий Бог. То есть Бог-творец, демиург. У северной опушки рощи располагался жертвенник Курык-Кугыза – «Горного Старика». Вокруг хвойные деревья, и само онапу тут ель – Курык-Кугыза считается кереметом, то есть темным божеством, а таким богам молились у хвойных деревьев.
С западной стороны рощи располагался жертвенник Мер-Юмо – бога-покровителя марийцев, посредника между людьми и Кугу-Юмо. Его жертвенник был вторым по величине после жертвенника Кугу-Юмо. Еще два жертвенника располагались с восточной стороны рощи: Шочын-Ава и Мланде-Ава. «Ава» – значит богиня. Здесь молились о плодородии, о рождении и т.д. Кстати, в Белой роще не раз проводились всемарийские моления.

Лоб Камая

Рядом с деревней Нурсола есть место, называемое Камай-Саҥга (Лоб Камая). Считается, что в полдень или в полночь на этом месте появляются видения.
Если углубиться в историю, то следует знать, что Камай – это легендарный предводитель (князь) марийцев, населявших земли значительной части нынешних Сернурского и Куженерского районов. В древности в этом краю жили удмурты. По мере роста численности марийцев между двумя народами стали возникать конфликты из-за земли. Предположительно в первой половине XVI века удмуртский князь Одо собрал войско с намерением изгнать марийцев, объединившихся в ответ на угрозу под предводительством Камая.

Оба воинства сошлись, приготовившись к битве. Камай, стремясь избежать кровопролития, предложил решить конфликт в единоборстве и вызвал на бой князя Одо. «Если победит богатырь Одо», – сказал Камай, – то марийцы навсегда уйдут из этих мест. Но если я одержу победу, то пусть удмурты покинут этот край». Одо согласился. В жестокой схватке победу одержал Камай, и удмуртам пришлось уйти, Камай же прославился как герой. Когда он умер, марийцы его обожествили как своего покровителя. Еще в XIX – начале XX века марийцы-горняки, добывавшие камень для изготовления жерновов в каменоломнях «Нолькинский камень», раз в год приносили Камай-Юмо (Богу Камаю) в жертву зайца. Марийцы верили, что он является в образе старика.

Аргасола

Деревня Аргасола в Горномарийском районе с момента основания и до 1875 г. входила в церковный приход с. Малый Сундырь, а с 1875 г. – в приход Никольской церкви с. Виловатово. Со временем рядом с деревней на перекрестке трех дорог была построена часовня, куда до сих пор приходят помолиться деревенские старушки. Основание здесь часовни объясняется тем, что по соседству с ней находится овраг, где ранее аргаевцы проводили языческие моления с жертвенными животными. Об этом же свидетельствует и ложбина Кереметкарем, разделяющая деревню на две части – Изи сир и Кого сир (рядом находятся ложбины Савлян карем и Яко карем). Местными считается, что это место нечисто и проклято.

Супротивный ключ

В Горномарийском районе на краю Васильсурска есть знаменитый ключ (на главном фото). Местные жители считают, что он – святой. Вода там аккуратно выведена в жестяной желоб, а у сруба поставлен металлический крест. Рядом лавочка с неизменной пол-литровой банкой – для тех, кто пришел испить святой воды. Ключ называют Супротивным – потому что вода из него течет «противу Солнца», то есть вытекает из горы в южную сторону. А это, по мнению местных жителей, неправильно – ведь основной склон горы обращен к северу, к Волге, вот туда бы и бить ключу, а не со стороны обратного ската. Ключ с давних пор почитается священным у народа мари.

Цепель

Цепель и Васильсурск с высоты птичьего полета

Древнее марийское городище Цепель расположено недалеко от Васильсурска в устье Суры. Местные называют его «Чертово городище», туда редко ходят люди – там растет густой лес, везде крутые овраги и бурелом. Именно там скрывается от человеческих глаз древний марийский город. Рядом – священная Цепелинская роща, где молебны не прекращались даже в советские времена. До наших пор в кюсото осталась традиция проводить языческие молебны по ночам – при свете свечей, такой традиции практически нигде в РМЭ не осталось.

По рассказам местных, если ночевать в этом лесу, то можно увидеть сны-легенды из прошлого времени, идущих великанов – Онаров, людей в старинных одеждах, прошедшие события. Однако специально это делать никому не советуют, якобы, можно разозлить духов – и тогда не миновать беды.

Напомним, сайт газеты «Йошкар-Ола» рассказывал, что где живет снежный человеко русалке и огромном змеегде овды справляли свадьбы и о других труднообъяснимых явлениях в Марий Эл.

Редакция благодарит профессиональную туристическую группу «Команда Кочующих» за помощь в подготовке материала и предоставленные фото. Свыше 10 лет походов по территории Марий Эл и других регионов России, беседы с местными рыбаками, охотниками, путешественниками позволили Команде собрать множество интересной информации о загадочных местах нашей страны.

Фото: komanda-k.ru