Стоит на Вознесенской улице белокаменное здание, окруженное железной оградой, втиснутое между домами, словно случайный пришелец из иной эпохи. Зеленый шатер колокольни и золотой купол храма, кирпич, покрытый белой известкой, заставляют вспомнить такие же белые стены Ростовского Кремля и неповторимый стиль допетровской Московской Руси.
Приезжий, плохо знакомый с историей улиц нашего города, быть может, обманется мощными стенами и подумает о древних временах Ивана Грозного и первых Романовых, но старожилы местные знают историю стоявшего на этом месте старинного Входо-Иерусалимского храма и находившейся при нем Богородице-Сергиевской женской обители.
Прежде всего скажем сразу, что упомянутая Входо-Иерусалимская церковь, не сохранившаяся до нашего времени, была построена в Царевококшайске одновременно с храмом Вознесения Господня, который и сегодня стоит на улице, получившей свое название благодаря этому самому храму, единственному сохранившемуся со времени императрицы Елизаветы Петровны.
Строили и Вознесенский, и Входо-Иерусалимский храмы в 1757-1759 годах по схожему архитектурному проекту и, скорее всего, силами одной и той же артели, соблюдавшей традиции архитектурного стиля барокко, столь популярного в Российской империи в первой половине XVIII столетия. В середине века уже и в провинциальных городах могли позволить себе строить из камня, благо купцы не скупились на сооружения храмов, явно рассчитывая на Божью милость в делах.
В 1886 году при Входо-Иерусалимской церкви была устроена женская богадельня. По распоряжению епархиального начальства из Казани смотрительницей богадельни была поставлена монахиня Маргарита.
После указа Святейшего Синода от 31 августа 1888 г. Царевококшайскую богадельню преобразовали в женский монастырь, а 8 сентября того же года Маргарита была утверждена настоятельницей обители. При ней на территории монастыря были построены два двухэтажных корпуса. В одном из них находилась домовая церковь, в которой стояла икона «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому».
По имени иконы женская обитель в Царевококшайске и получила название Богородице-Сергиева монастыря. В монастыре работала рукодельная мастерская, имелись собственная библиотека, церковно-приходское училище и приют для девочек-сирот. При монастыре продолжала существовать богадельня для старушек, не способных содержать себя личным трудом. Монастырь постепенно оброс собственным хозяйством, обретя сельскохозяйственные угодья и пасеку. С 1914 года при обители работала церковная книжная лавка.
За свою историю в Богородице-Сергиевой обители было 3 настоятельницы-игуменьи. Последняя из них, Серафима, ставшая в 1909 году главой обители, увидела и упадок, и гонения, случившиеся после революции. Еще в 1917 году, до прихода к власти большевиков, у монастыря реквизировали хлебные запасы, отобрали луга и лесные угодья.
Крестьяне требовали передела земли в свою пользу. В 1918 г. уже при большевиках были национализированы монастырские здания (часть из них сохранилась до нашего времени), пасека в 100 ульев.
21 декабря 1920 года закрыли домовую церковь монастыря в честь преподобного Сергия, а в начале 1921 г. распоряжением Ревкома МАО был начат процесс ликвидации монастыря.
Входо-Иерусалимский храм закрыли 7 сентября 1930 г. решением Мароблисполкома в период очередного витка гонений на церковь, начавшихся в конце 20-х годов прошлого века, а затем храм был взорван. Территория Богородице-Сергиева женского монастыря располагалась на площади между улицами Пушкина, Чернышевского, Советской и Вознесенской.
В советское время здесь находилось здание Государственного Архива Марийской АССР. Во дворе архива был разбит цветник и при раскопках сотрудники находили человеческие черепа. Вероятно, в давние времена как раз здесь при церкви хоронили монахинь и насельниц обители.
В 2010 году на прежнем месте начали восстановление храма и бывшего монастыря, но хотя стены и выросли, не чувствуется, что в них происходит жизнь, схожая с той, какая текла более сотни лет назад. Для возрождения прежнего порядка и устройства нужны иные люди, иная обстановка, что трудно и порой невозможно сыскать в населенном, динамичном городе, каким сегодня является Йошкар-Ола, далеко ушедшая от патриархального Царевококшайска.
Василий ВАСИЛЬКОВ
Фото предоставлено автором
Одноклассники: https://ok.ru/gazetayoshkarola
Телеграм: https://t.me/gazeta_yoshkarola
Ранее сайт газеты «Йошкар-Ола» сообщал, что В Марий Эл в поселке Знаменский переселенцы из аварийного жилья переедут в новые квартиры
Кроме того, В Мариэнерго вводится режим повышенной готовности из-за ухудшения погодных условий