Госдума рассматривает законопроект, обязывающий зарубежные ИТ-компаний открывать в нашей стране официальные представительства и филиалы. Под действие закона могут попасть Instagram, Whatsapp, Aliexpress.com и другие ресурсы.

Председатель Марийского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Роман Золотухин принимал участие в обсуждении этого вопроса на заседании Общественного совета при Роскомнадзоре, которое проходило 18 мая в Общественной Палате России. Он положительно оценивает данную инициативу и приводит несколько аргументов:

«Во-первых, данные компании в своей деятельности должны будут руководствоваться не только законодательством страны, где они изначально зарегистрировались, но и в обязательном порядке соблюдать нормы Российского права и быть ответственными за их нарушения.

Во-вторых, это создаст новые рабочие места в Российской Федерации, таким образом, часть заработанных денежных средств в виде налогов и оборотных средств сотрудников, будет поступать в бюджет Российской Федерации.

В-третьих, это не позволит в одностороннем порядке применять трудно поддающейся логике политику цензуры по отношению к российским физическим и юридическим лицам, а также выступать с несистемной критикой российской государственности и пропагандировать чуждые нам ценности».

Проект закона касается только тех компаний, ежесуточная аудитория которых в России превышает 500 тыс. человек. Председатель комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы Александр Хинштейн на своей странице в Telegram назвал 20 ресурсов, которые могут попасть под действие этого закона. Среди них – социальные сети Facebook, Instagram, Tiktok и Twitter, видеохостинги Youtube и Twitch.tv, мессенджеры Whatsapp, Telegram и Viber, почтовый сервис Gmail, поисковики Google и Bing.com, провайдеры хостинга Amazon, Digital Ocean, Cloudflare и Godaddy, онлайн-магазины Aliexpress.com, Ikea.com и Iherb.com, а также Wikipedia.org.

Помощник Уполномоченного по правам предпринимателей в Республике Марий Эл Валентин Севастьянов считает, что владельцы этих интернет-ресурсов могут управлять взглядами, мировоззрением и идеологией пользователей: «Повышение влияния информационных ресурсов интернета на людей становится все изощреннее. Для каждого пользователя подбирается индивидуальный контент, соответствующий его интересам. Многие люди попадают в информационные петли и живут в своей искусственно созданной информационной реальности».

Он также отметил, что в России поле массовых информационных ресурсов пока не имеет глубокого юридического регулирования: «Многие крупные международные компании не имеют даже представительства в нашей стране. Поэтому решение российских властей о необходимости регистрации крупных интернет площадок в качестве юридического лица в России было ожидаемым и логичным. Это даст возможность контролировать их деятельность на территории страны и обеспечить прямую коммуникацию с ними для решения постоянно возникающих вопросов, связанных с безопасностью государства».

Фото Романа Золотухина.