Такие красивые и грациозные, они всегда привлекали йошкаролинку Екатерину Стяжкину. Поэтому на большинстве ее картин изображены именно кони. Художница тонко чувствует характер этих умных животных. Неудивительно, что зачастую на ее полотнах лошадь выглядит как живая, как будто вот-вот сойдет с холста и сорвется в галоп.

Екатерина – «конный» художник, она постоянно участвует в различных выставках не только регионального, но и всероссийского масштаба. Работы талантливого мастера находятся в частных коллекциях в Израиле, Великобритании, США, Германии, Канаде, Новой Зеландии, Швейцарии, Бельгии, Турции, а также во многих российских городах.

ЗНАК СВЫШЕ

А началось все с разрисовывания стен.

В детстве я выяснила, что простым карандашом очень приятно рисовать по штукатурке на стенах. Он оставлял такую жирную, четкую, красивую линию, что я под впечатлением разрисовывала всю стену над бабушкиной кроватью. Конечно, я за это получала, мне было лет 5-6. Именно тогда я поняла, что меня этот процесс увлекает. Раньше обои клеили на газеты. Везде, где они отходили от стен, я подрисовывала на газетах что-то «от себя», потом скрепляла это место пластилином, чтобы мама не видела. Рано или поздно это вскрывалось, и она находила мою «наскальную графику», – вспоминает с улыбкой Екатерина.

Со временем мама заметила, что девочка тяготеет к рисованию. Но у Кати была еще одна страсть – лошади. В детстве ей купили набор открыток «Наш друг – лошадь» Алексея Глухарева. Екатерина признается, что именно этот художник изначально повлиял на нее в творческом плане.

– Однажды в детском саду перед нами поставили книжку. Кажется, это была сказка про Кая и Герду. На картинке был изображен северный олень. Как сейчас помню, он был облачен в сбрую и вез Герду на Северный полюс. Я нарисовала гуашью этого оленя. Заведующая детсадом не поверила, что это рисовал ребенок, когда воспитатель принесла ей картинку. Рисунок сейчас хранится у меня на родине в Сибири. И вот, это была какая-то искра божья, которая показала, что надо что-то дальше предпринять. Как знак для родителей, – продолжает свой рассказ художница.

А дальше – художественная школа и бесконечные скучные постановки. Юная художница буквально заставляла себя вырисовывать неинтересные ей чашки, кастрюли, банки. Она оживлялась, когда преподаватель давала задание нарисовать животное. Так пролетели несколько лет, встал вопрос о том, куда идти дальше.

Живопись маслом “Победа Грейт Виннера” (жеребец клуба “Ахмат” Рамзана Кадырова)

– Мама вежливо подпихнула меня в один из Красноярских вузов на дизайнерский факультет, так как туда поступали многие мои одноклассники. Но я совсем не хотела там учиться. «Завалила» экзамены, очень была этому рада и поступила в своем родном городе туда, где было интереснее, – на туризм. Последний курс доучивалась уже в Подмосковье. Там я встретила будущего мужа. И он привез меня в Йошкар-Олу, – с улыбкой говорит моя собеседница.

ЖЕНЩИНА, ТВОЕ МЕСТО У МОЛЬБЕРТА!

– Я толком не умею шить, вязать, рукодельничать, – вдруг заявляет Екатерина. – В декретах я пробовала классические женские увлечения, ничего не выходило. В то время шел мой 10-летний перерыв в рисовании руками. Поняла, что это не мое. Такая вот из меня странная женщина. Я – художник. И в какой-то момент решила, что буду рисовать и продавать. Но встретила в ответ удивленные возгласы, что картины только дарят, это несерьезно, ну кто их будет покупать?

Это мнение художнице пришлось ломать два года. Екатерина устроилась дизайнером в типографию. По ее словам, работая там, она приобрела полезный опыт, изучила технологию печатного процесса, научилась работать в цифровых программах для подготовки макетов. Предпосылкой для этого стал масштабный проект – нужно было нарисовать и напечатать исторический набор открыток о лошадях.

На открытках были изображены головы лошадей, – поясняет Екатерина. – Принято считать, что они одинаковые, но это не так. Форма головы, глаз, нос с горбинкой и без, а еще сразу виден характер. Они совершенно разные, как и люди. С уникальными чертами. Мне часто говорят, что я уловила душу животного, запечатлела его характер.

Екатерине предстояло нарисовать 50 таких открыток за полгода. Девушка вспоминает, когда она заканчивала последнюю, плакала над листом. Все лошади, изображенные на открытках, принадлежали знатным особам Императорского Двора. Работа была проделана большая и кропотливая, про каждого коня была собрана подробная информация. Исторический комплект открыток попал в фонды Музея коневодства при Тимирязевской Академии в Москве.

После второго декрета, как признается сама художница, ее «прибило к берегу» наружной рекламы. Там Екатерина продолжила рисовать, но только не руками, а с помощью компьютерной графики. Все это время она вообще не брала в руки кисти и краски.

Я вновь захотела рисовать руками. Почувствовала, что мне хочется ощущать прикосновения карандашей и кисточек к листу бумаги. Именно работа с красками, на бумаге и холсте, акварелью, маслом и пастелью так заряжает изнутри, что обычная работа мне просто наскучила. Новое увлечение поглотило меня полностью, я вернулась к себе настоящей, – рассказывает Екатерина.

Продолжила рисовать лошадей, но также начала писать и других животных, кошек, собак и диких зверей. Картины стали продаваться, затем появились открытки, которые тоже пользуются спросом.

ЛЮБОВЬ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

А лошади… Их Екатерина рисует и на заказ, и для себя. Откуда же у нее такая любовь к этим изящным созданиям?

В юности я занималась верховой ездой. И эта память до сих пор у меня в подсознании. Мысленным взором я могу ощупать лошадь, все ее рельефы. Портретистов достаточно, пейзажистов – пруд пруди. А лошади – это мое. Самые мои ранние детские воспоминания тоже связаны с ними. У нас в садике была железная лошадка, и я очень любила на ней «скакать и мчаться». Это где-то в генах у меня сидит, встроено в мою ДНК. Я как-то спрашивала бабушку, откуда это все. И она рассказала, что мой дед – кубанский казак. И вот она, видимо, кубанская кровь. Так со мной и идет эта движущая сила на протяжении всей моей жизни, – заключает художница.

Напомним, ранее сайт “Й” сообщал о том, что художник Иван Стан из Йошкар-Олы рассказал о двух сторонах своего творчества. А также мы рассказывали о замечательной художнице Анне Санниковой, которая считает, что кисть – это самая настоящая волшебная палочка.

Кроме того, “Й” также публиковала статью о художнице Анне Прокопьевой, которая изображает на своих открытках самые известные достопримечательности Йошкар-Олы.

Фото предоставлены Екатериной Стяжкиной