Наставник… Кто он такой? Какой смысл скрыт за этим, казалось бы, простым словом? Согласитесь, умение передать свой опыт молодым, только вступающим в самостоятельную жизнь, — это талант. Талант вложить свою душу, отдать частичку себя. И с этим сложно поспорить.

 Елена Рачкова, учитель немецкого языка средней общеобразовательной школы № 10:

– Современная система образования нуждается в ответственном и компетентном педагоге. Но, на мой взгляд, такого учителя, с готовыми качествами и умениями, найти нелегко. Таких специалистов нужно «воспитать».

Молодой учитель начинается со студенческой скамьи. Наша школа тесно сотрудничает с Марийским государственным университетом. Совместная работа дает определенную пользу как для студента, так и для наставника. У будущих педагогов можно научиться массе новых современных веяний. В то же время от учителя-наставника они получают практическую и теоретическую помощь. На практике студенты готовятся к трудовым действиям, учатся ответственности и самостоятельности в принятии решений. Но это лишь практика.

А скоро они будут работать в школе и уже в роли учителей, молодых специалистов. Вроде все знакомо: эти же дети, эти же уроки… Но все не так просто: планы, отчеты, документация, взаимодействие с родителями. И, конечно же, рядом должен оказаться человек, который направит, поможет, подскажет и поддержит.

Общение с молодым специалистом — это процесс, требующий знаний и мудрости. Нужно терпеливо развивать в молодом учителе его педагогическое «Я», дать ему почву для прорастания в педагогическом деле.

Я очень ценю моменты, когда молодые учителя сами обращаются ко мне за советом. Это говорит о том, что они видят потребность в нашем общении, в моем мнении и поддержке. И это дает мне понять, что мы делаем все правильно!

Елена Рыбакова, средняя общеобразовательная школа №23:

«Наставлять – значит командовать…» Первая мысль: нужен ли наставник? Как с ним работать? Страшно спросить, попросить помощи, показаться глупой. Все мы вели такой откровенный диалог с собой, откладывая момент встречи с наставником.

Как показывает время, боялись зря! Нас не критиковали, но слушали, давали время подумать. Нас не наставляли: нам помогали. Постепенно стали ловить себя на мысли, что хочется оправдать надежды наставника, научиться учить. Вместе с доверием к наставнику появилась мотивация профессионального роста. Наставник – это человек, который введет в профессию учителя, не позволит закрыться от рекомендаций, разочароваться в своем выборе. Нам кажется, что наставник – это предназначение учить и детей, и начинающих учителей.

Алёна Романова, учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы №20:

– Моя педагогическая карьера началась в сентябре 2022 года в йошкар-олинской школе №20, куда я, будучи молодым специалистом, окончившим университет, пришла работать учителем истории и обществознания. Как новый человек в данной сфере деятельности и в целом в педагогическом коллективе, начала испытывать сложности в некоторых вопросах. С этого момента и началось активное сотрудничество с моим наставником, специалистом с большой буквы, профессионалом своего дела – Андреем Вячеславовичем Свищовым. Посещение его уроков дает мне много нового и интересного, заставляет стремиться к такой же грамотной и красивой речи, четкости изложения материала, распределению времени и многому другому. Я почерпнула от него интересные приемы работы, необычные сочетания форм и методов, которые на данном этапе являются актуальными в современной системе образования. Помимо профессионального опыта, которым активно делится со мной Андрей Вячеславович, важным для меня стало проявление внимания к моему психологическому фону, настроению, переживаниям. Его советы всегда помогают мне найти верное решение, основанное на объективности и разумности.

Наставничество очень нужно в наши дни. Оно помогает найти себя и не сбиться с пути. Но обучать, значит, вдвойне учиться. Это не односторонний процесс, где лишь один человек получает определенный опыт. Мы оба совершенствуемся, обретаем новые навыки работы. Мне повезло, что моим наставником стал человек, который смог заложить необходимый фундамент моего развития как молодого педагога.

Фото образовательных организаций.

Наши соцсети: