«Уважайте, если не почитайте, чистое, ясное, непорочное, святое детство». /Януш Корчак/

Про малыша говорим: «меняется не по дням, а по часам». Кажется, недавно сделал первые робкие шаги, а глядите – уже резво бегает. Эти достижения не проходят мимо внимания взрослых. А вот какой росток появился в душе подростка, сына или дочери, вряд ли каждый может заметить. Внимательный, любящий и требовательный взгляд ежедневно открывает новое.  Ведь подросток весь в движении, становлении, развитии. Для взрослого, сумевшего войти в этот интересный, постоянно меняющийся мир, исчезнут загадки «трудных». И заранее обречён на неуспех тот, кто смотрит на мальчишек и девчонок только как на «воспитуемых», подопечных, ещё маленьких.

К проблемам «трудного» детства неоднократно обращались все выдающиеся педагоги и психологи, так как в поступках и правонарушениях ярко прослеживается зависимость следствия от причин. Писатель В.С. Попов образно заметил: «Правонарушение в пятнадцать лет – это не случайный проступок, а взрыв мины, шнур к которой был зажжён много лет назад».

Я нередко перечитываю, например, книгу «Как любить детей» замечательного педагога и гуманиста Януша Корчака. И каждый раз испытываю волнение, изумление, восторгаюсь высочайшей пробы компетентностью, преклоняюсь перед пронзительным видением и пониманием автором детской души. Многие строки этой книги мною подчёркнуты. Открываю наугад некоторые страницы. И снова погружаюсь в глубину его мыслей, в эту «марианскую впадину» психологической зоркости и педагогической прозорливости. Давайте вдумаемся вместе: «Ребёнок – это сто масок, сто ролей способного актёра», «Преступным детям необходима любовь», «Портится легко, а исправить трудно», «Жизнь ребёнка не рай, а драма».

Возникает вопрос: всегда ли у всех подростков этот возраст проходит с осложнениями, конфликтами? Бывает, что подросток, который совсем недавно был грубым, вспыльчивым, вдруг перестаёт быть таковым, становится контактным, послушным, вежливым. Наблюдения за его поведением показывают, что в одной среде, например, в семье или в классе, он считается «трудным», а в других опять же, например, секции дзюдо, кружке картингистов и т.п., послушно подчиняется воле коллектива, тренера, воспитателя, наставника. Делаем важный вывод: подростковая трудность не абсолют, это временное явление, связанное с неполным удовлетворением потребности подростка в установлении гармоничных отношений с окружающими его сверстниками и взрослыми людьми. Поэтому так важна атмосфера дружной любящей семьи и хорошо организованного ученического коллектива.

«Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут, не раз следя увлажнённым взором за борьбой ангела с сатаной, где светлый ангел побеждает».

Дешёвая романтика вечерних похождений чревата бедой. Именно с 19 до 22 часов совершается большинство правонарушений. И там, где отошли в сторону мы, появляется фигура с полным набором «блатной романтики». В 12-14 лет каждый мальчишка начинает чувствовать себя личностью, он вступает в пору утверждения своего собственного «Я». В этом возрасте многих из них можно «на спор», на мальчишеское «слабо», на «пацан сказал – пацан сделал» заставить совершить всё, что заблагорассудится. Показная рисовка и бравада, проявляющаяся в демонстрировании перед сверстниками своей силы, храбрости, решительности, – доминирующий мотив, нередко встречающийся в уголовных делах.

«Теоретизируя, мы забываем, что обязаны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возмущаться, не только подчиняться, но и бунтовать».

Каждую конкретную житейскую ситуацию, в которую может попасть сын вне бдительного ока родителя, разложить, что называется, «по полочкам» трудно, так же как и немыслимо упрятать от любого, как мы обычно говорим, «дурного влияния», но прогнозировать и моделировать те ситуации, которые могут привести к беде, думается можно.

«Что, мой хуже других?» – твердят любвеобильные папаши и мамаши. И «засыпают» своё чадо магнитолами, мопедами, электросамокатами, айфонами, смартфонами и импортными тряпками. «Фирмоман» делает из лейбла фетиш, объект сладострастных грёз. У иного видишь на пальце перстень золотой, а под ногтями траурную кайму. В басне «Две подруги» Сергей Михалков писал: «Мы знаем, есть ещё семейки, где наше хают и бранят, где с умилением глядят на заграничные наклейки… а сало… русское едят!» Именно пустоту и бездуховность видишь в глазах тех, кто хочет выглядеть «не хуже других». А потом их родные обивают пороги полиции, суда, прокуратуры, просят не судить строго: «Уж мы его растили, обували, кормили, злому не учили, хотели  как лучше». Здесь одной любви недостаточно. Любить детей – это и курица умеет, говорил пролетарский писатель.

«Ребёнок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договорённость, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь! Ребёнок не глуп; дураков среди них не больше, чем среди взрослых»; «Растёт новое поколение, вздымается новая волна. Идут и с недостатками, и с достоинствами; дайте условия, чтобы дети вырастали более хорошими! Нам не выиграть тяжбы с гробом нездоровой наследственности, ведь не скажем мы василькам, чтобы стали хлебами».

Вот и асфальт на улицах подсох. Можем лицезреть комические эпизоды. Сломя голову мчатся на электросамокатах обездвиженные манекены – это дети (пардон!) апокалипсиса с оловянными глазами. Польза для их физического развития нулевая. Да занялись бы лучше хотя бы воркаутом. Мы в своё время сами изготавливали из подручного материала подобные покатушки, применяя шарикоподшибники от тракторов и комбайнов. Активны были и левая и правая ноги. Вот она  – мышечная радость! Да и по физкультуре по ходу были отличные отметки. Вот так. А вот парнишка на том же средстве мобильного передвижения, но, заметьте, с жёлтым коробом за спиной. Волонтёр, приносящий пользу и радость людям. Достоин аплодисментов.

Мудрый и тонкий смысл находим в сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери: надо самого себя подвергать суду своей совести. «Останься, я назначу тебя министром юстиции. – Но ведь здесь некого судить! –  Тогда суди сам себя,-  сказал король. – Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».

Говорят, что благими намерениями дорога в ад вымощена… Вот поучительные строки из стихотворения мыслителя XV века С.Бранта: «Клянётся часто сын заблудший: «Уж завтра-то я стану лучше!» Но это «завтра» никогда не наступает, вот беда! Как снег растаявший, как дым, заветный день неуловим. И, только одряхлев, глупец в то «завтра» вступит наконец, расслаблен, немощен уже, с тоской раскаяния в душе. Спеши сегодня лучше стать. Не будешь завтра так страдать…»

Пусть не подумает читатель, что автор здесь пытался «открывать Америку». Скромная цель, которую преследовали мы, заключается в том, чтобы ещё раз взглянуть на упомянутые, может быть не бесспорные, проблемы под углом актуальных требований современной жизни нашего общества и подумать над решением их совместно.

P.S. Корчак Януш (1878 – 1942), писатель, педагог, врач. Повесть «Дети улицы», книга «Как любить детей» проникнуты высоким гуманизмом. Героически боролся он за жизнь детей в варшавском гетто; погиб в Треблинке с 200 своими воспитанниками. Нет, не покинул, не предал он их, осознанно шагнув в газовую камеру фашистов.

Александр ИЗОТОВ

Фото Павла Старикова

Наши соцсети:

ВК: https://vk.com/ggyola

Одноклассники: https://ok.ru/gazetayoshkarola

Телеграм: https://t.me/gazeta_yoshkarola

Ранее сайт газеты “Йошкар-Ола” сообщал, что 27 марта в Йошкар-Оле ожидается местами сильный ветер, ночью порывы 15-18 м/с, днем 15-20 м/с

Также рассказывал о том, что в “Авангарде” г.Йошкар-Олы стартовал слёт военно-патриотических объединений Республики Марий Эл

Кроме того в Йошкар-Оле будет открыт класс по направлению «Журналистика и медиа»

от admin