Пишут, что собрать сегодня школьника в школу стоит современным российским родителям ни много, ни мало – 30-37 тысяч рублей. По крайней мере, в Марий Эл озвучены именно такие цифры. Нынешний школьник другой: вооружённый гаджетами и многочисленными учебниками, и пособиями, вступает он на дорогу, ведущую к познанию окружающего мира. И одеты нынешние школяры празднично-нарядно: не чета своим родителям и дедушкам с бабушками, когда те тоже сидели за школьными партами.

А вот какой была экипировка первоклашек военного времени 80 лет назад? Пример сельской школы, а в настоящем случае Кокшамарской начальной школы в данном случае показателен. В здании, построенном в конце ХIХ века при Александре III имелись четыре класса и в конце коридора, разделявшего классные комнаты, небольшое помещение для учителей. В каждой комнате занималось по классу – с первого по четвёртый.

Обстановка мало изменилась с дореволюционного прошлого. Парты, классная доска, учительский стол, кусок мела – всё это прочно сохранялось в отечественной школе вплоть до конца Советского Союза и ещё далее – в девяностые.

Раздевалки в общепринятом представлении в деревенской школе не имелось. Просто на задней стене в доску были вделаны крючки, на которые вешали верхнюю одежду. И школьной формы, введённой в советской школе с конца 40-х годов после учреждения раздельного обучения мальчиков и девочек, у деревенских ребят не было. Лишь в городах мальчики и девочки с 1943 года стали учиться раздельно – в мужских и женских классах. В Йошкар-Оле 6-я школа (впоследствии 11-я) сделалась мужской, а 10-я – женской. Считалось, что мальчики должны уделять внимание военному делу и физическим упражнениям. Сказывалось военное время, когда вчерашние десятиклассники надевали военные шинели. Подобная система продержалась в советском образовании с 1943 до 1945 года вплоть до смерти И.В. Сталина. Потом уже, когда сталинские времена стали у нас препарировать вдоль и поперёк, писали даже, что Сталин ввёл раздельное обучение из-за раннего сексуального созревания своей дочери Светланы, у которой в 1941-42гг был роман с известным киносценаристом Алексеем Каплером. Старше её на двадцать лет. Думается, что дело не в этом или не только в этом, а в престиже вождя к Российской империи и дореволюционной гимназии, взятой за образец.

В начальных классах детей учили чтению, письму, счёту, рисованию и пению. Всё почти, как и было в дореволюционной начальной школе. И учителя у ребят были иногда из тех, что начинали свой педагогический труд ещё при царе, как, к примеру, Агрипина Васильевна Боброва (Импайкина), хорошо известная однодеревенцам по своему участию в революционных событиях в 1905-1906гг в Кокшамарах. Всегда строго одетая и причёсанная в платье с кружевами по старой моде, она производила на учащихся неизгладимое впечатление. Авторитет учителя в школе и в деревне тогда был громадным. Чтобы почувствовать это, можно обратиться к фильму марка Донского «Сельская учительница» (1948г.), в котором главную роль исполнила Вера Марецкая.

Учебников не хватало и их брали в библиотеке. Тетрадей иписчей бумаги тоже не было в достатке: шла война. Поэтому писать порой приходилось на полях старых газет и книг. Ручки были деревянными, перьевыми, которые окунали для письма в чернильницы. Чернильницы были не у всех и их носили с собой, давая макать в них лишь тем, кому доверяли и к кому испытывали симпатию. Конечно, ни одна школа не обходилась без наглядных пособий – карт, таблиц и картин. У старших, которые учились в соседнем здании, висела карта с расположением наших войск на фронтах Великой Отечественной войны. Каждый день, после прослушивания сводок Совинформбюро, учитель физики красными флажками отмечал продвижение нашей армии. У старших имелся сруб, в котором находились противогазы и деревянные муляжи винтовок, которые были нужны для занятий школьников строевой подготовки и военному делу.

Элементом этой подготовки были и физические упражнения. На занятия шли с младшими школьниками. Обычно смотрели сквозь пальцы. В коридоре между классами дети маршировали, приседали, делали упражнения.

Уроки пения включали в себя исполнение песен. Репертуар был смешанный. Пели дореволюционные, времён гражданской и Великой Отечественной войн,про Родину и родную природу. Ну, как водилось тогда, и про родного вождя – Сталина. Специальных уроков труда хотя в программе в сельской школе не было, но трудиться приходилось всегда, помогая старшим. Собирали колоски, картошку, работали в огороде. Врем\ голодное, что родители соберут в школьную сумку (не портфели! С портфелем ходили тогда начальники, называвшимися «ответственными лицами»), то и поешь в переменку.

Но самым памятным в школе стал день без занятий – 9 мая 1945 года. Радио было не у всех. А те. У кого оно имелось, ходили утром по домам, стучали односельчанам в окно, крича одно слово: «Победа!» Жители деревни. Старые и малые. Мужчины и женщины собрались неподалёку от старой школы, стоявшей на пересечении улиц Советской и Палантая. На небольшой площади рядом с памятником Ленину на трибуне выступали председатель колхоза, секретари деревенских организаций партии и комсомола. Дети радовались, а женщины, не сдерживаясь, рыдали. Одни – потому, что родные и близкие, погибшие на страшной и долгой войне, уже никогда к ним не вернутся, другие – от переполнявших чувств ожидания солдат, которых провожали на фронт с плачем и причитаниями. Сколько их с котомочками за спиной, вернулось домой, сколько погибло. В каждой семье были свои погибшие. А дети радовались, ожидая, что после войны всё будет замечательно. Для радости в то время было надо немного: и поводы были самые простые – кроха хлеба, кружка козьего молока, найденная на поле чуть подгнившая картошка, из которой выходило сладкое лакомство, кино в сельском клубе и хорошая книжка. Но и помнятся они всю жизнь!

По воспоминаниям И.В. Волосовой (Садовиной)

Фото. Первое сентября. Художник А.В. Волков, 1954г.

Василий ВОСТРИКОВ.

Наши соцсети: