Фото Дениса Речкина / пресс-служба Главы Марий Эл.

Научить детей размышлять – такую цель ставит перед собой замдиректора по воспитательной работе гимназии «Синяя птица» Татьяна Бурова

Более 20 лет она обучает школьников русскому языку и литературе. Кроме того, педагог с удовольствием участвует в профессиональных конкурсах, повышая уровень мастерства.

Дважды в одну реку

Путь в профессию у Татьяны Буровой начался с детской мечты, поэтому она всегда знала, что будет работать в школе.

– В детстве любила играть в учительницу: сажала кукол, проводила для них уроки, проверяла тетради и ставила отметки в дневники, – вспоминает Татьяна Леонидовна. – Я сама выпускница гуманитарной гимназии «Синяя птица» им. Т.В. Иштриковой и, будучи студенткой первого курса, в 17 лет вернулась туда в качестве учителя. Но через год ушла – не получилось совмещать учебу и работу. Снова попробовала уже на четвертом курсе.

Трудовой стаж Татьяны Леонидовны в «Синей птице» перевалил за два десятка лет, хотя и у нее был значительный перерыв в работе.

– Из гимназии я уходила дважды: на первом курсе и после рождения ребенка, по состоянию здоровья. Второй перерыв длился почти 10 лет, но до сих пор считаю это решение правильным. За прошедшее время существенно изменился мой метод преподавания. Я вернулась другим человеком: увидела жизнь за пределами школы, узнала, что учить надо не конкретным предметам, а умению меняться, развиваться, планировать и анализировать. До этого я упорно учила детей грамотности, способам образования слов, правописанию и знанию типов придаточных. В принципе, и сейчас учу, но теперь это только задачи. А цель – научить мыслить и размышлять, опираясь на лингвистические категории, и, конечно, любить русский язык. Или разбудить эту любовь, – делится Татьяна Бурова.

Фото предоставлены Татьяной Буровой

Жизнь гимназическая

Трудности на профессиональном поприще неизбежны. Вот и Татьяне Леонидовне в начале практики пришлось столкнуться с неприятием класса.

– На четвертом курсе мне позвонила директор школы Татьяна Иштрикова и пригласила на работу вместо уволившегося учителя русского языка и литературы. Оказалось, он был любимым педагогом восьмого класса. Сначала дети меня не приняли, ходили жаловаться директору. Со временем отношения наладились, и ребята даже просили стать их классным руководителем, – вспоминает Татьяна Бурова. – Профессионального выгорания и сейчас сложно избежать. Несколько лет назад хотела уйти из гимназии, но директор нашел нужные слова. А потом я начала выходить из зоны комфорта, участвовать в конкурсах, чаще общаться с коллегами вне школы, посещать конференции и семинары.

Сейчас Татьяна Леонидовна развивает практику взаимного наставничества. Она не только проводит тренинги для будущих педагогов и поддерживает молодых специалистов, но и сама перенимает опыт.

– Любая командная работа требует сотрудничества, – уверена педагог. – Мы все друг у друга учимся: дети – быть активными и организованными, а я у них черпаю идеи, стараюсь прислушиваться к веянию времени. С удовольствием хожу на уроки и классные мероприятия опытных педагогов и воспитателей, они же, в свою очередь, узнают от меня что-то новое и полезное в общении с детьми. Вообще, работать в творческом коллективе и развиваться вместе – одно удовольствие!

Несекретный успех

Глава региона Юрий Зайцев за заслуги в области образования и многолетний добросовестный труд присвоил Татьяне Буровой почетное звание «Заслуженный работник образования Марий Эл». Она поделилась, что не могла и мечтать о такой высокой награде.

– Перед собой я ставила цель вырастить победителя заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, и это получилось. Не менее важные задачи – максимально упростить детям поступление в вузы, помочь сдать ЕГЭ на высокий балл, – замечает Татьяна Леонидовна. – Одной моей ученице очень тяжело давался русский язык. В пятом классе она делала по четыре ошибки в слове. Одноклассники были уверены, что ее удел – максимум тройка за предмет, но она упорно занималась и сдала экзамен на 98 баллов! Без репетиторов. Потом поступила на филологический факультет Казанского федерального университета и сейчас все больше влюбляется в лингвистику. И я надеюсь, что через несколько лет она вернется в гимназию уже в качестве учителя.

Татьяна Бурова соглашается, что со временем подходы к образовательному процессу меняются, но для нее главной мотивацией остаются дети: их достижения, успехи, тепло и благодарность.


Автор материала: Ира ТОКТАЕВА