На наиболее распространенные вопросы отвечает начальник отдела правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Сергей Вылегжанин.

– Сколько коллекторских организаций работает на территории Республики Марий Эл? Есть ли у граждан возможность проверить легально ли работает фирма, представители которой звонят с требованием вернуть долг?

– Федеральным законом установлены жесткие требования к организациям, которые хотят осуществлять деятельность по взысканию задолженности в качестве основной.

На территории республики по состоянию на сегодняшнюю дату зарегистрирована только одна коллекторская организация — ООО «Стимул», которая выполнила все необходимые требования и была включена в госреестр коллекторов, но это вовсе не означает, что должнику не могут позвонить по поводу задолженности и другие коллекторы.

Проверить легальность фирмы, представители которой звонят с требованием вернуть долг, можно на официальном сайте ФССП России в разделе «Сведения, содержащиеся в государственном реестре юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности». Реестры официальных кредитных и микрофинансовых организаций ведет Банк России.

Есть ли документ, который устанавливает порядок действий по взысканию долга гражданина, а также общие правила взаимодействия лиц, осуществляющих возврат просроченной задолженности, с должниками?

– Основным нормативным актом, который устанавливает правила взаимодействия кредиторов и граждан — должников, является Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Закон действует с 2017 года и принят с целью защиты граждан от произвола кредиторов. С его принятием произошло четкое определение дозволенных действий по отношению к должникам.

Федеральный закон регулирует не только действия коллекторских организаций, то есть тех, чьим основным видом деятельности является взыскание просроченной задолженности, но и других кредиторов (микрофинансовые организации и банки).

Указом Президента РФ возложены полномочия по ведению реестра коллекторов и государственный контроль за ними на Федеральную службу судебных приставов России.

– Существует ли порядок общения кредиторов с должниками? И что делать, если они чересчур навязчивы?

– На законодательном уровне установлены различные требования и ограничения в части общения с должником по вопросу погашения задолженности. Эти требования распространяются не только на коллекторов, но и любых других кредиторов, а также лиц, действующих в их интересах.

Например, гражданину по вопросу возврата долга можно звонить по телефону лишь один раз в сутки, не более двух раз в неделю и восьми раз в месяц. В будние дни переговоры можно осуществлять только с 8.00 до 22.00, а в выходные дни и праздники – с 9 утра до 20.00 вечера. Тем не менее, различные сообщения по сетям электросвязи можно передавать в два раза чаще. А встречаться с должником лично не чаще одного раза в неделю. Это относится только к одному долгу. Но если задолженностей много, то частота общения с коллектором будет пропорциональна количеству просроченных долгов гражданина.

Общаясь с должником, кредитор (либо его представитель) должен назвать свое имя и фамилию, а также организацию, в которой он работает и уведомить, что ведется запись разговора. Если есть возможность, то должнику лучше записать свои разговоры с коллектором. По букве закона юридические лица, которые включены в государственный реестр, обязаны хранить в течение трех лет все записи переговоров. Но велика вероятность, что недобросовестные организации могут фиксировать не все разговоры.

Кроме того, кредитору запрещено сообщать о долге другим лицам, причем любым способом: размещать информацию в интернете и социальных сетях, писать о задолженности на двери подъезда. Никаких звонков на работу и подобных действий не должно быть, за это предусмотрена административная ответственность.

Вдобавок должник может на законных основаниях отказаться от взаимодействия с кредитором. Для этого он должен направить соответствующее заявление заказным письмом с уведомлением или через нотариуса кредитору или коллектору. Форму заявления можно найти на сайте www.fssprus.ru. Но сделать это можно не ранее чем через 4 месяца со дня возникновения просрочки долга. Это же заявление можно направить, чтобы взаимодействие с должником осуществлялось только через адвоката.

Источник: УФССП России по Республике Марий Эл

Наши соцсети: