Сайт “Й” продолжает серию публикаций под рубрикой “Имена в камне” о людях, которыми гордится столица Марий Эл.

Многие йошкаролинцы знали Валентина Петровича Ишалева как бессменного директора школы №14 около четверти века. Для коллектива школы Ишалев был в первую очередь руководителем, на которого смотрели с надеждой учителя, ученики и их родители. Он не боялся перемен и в любой ситуации находил правильное решение…

На 13-й очередной сессии депутаты Городского собрания приняли решение увековечить память Валентина Петровича Ишалева и установить мемориальную доску на здании гимназии.

– Весь коллектив встретил его настороженно, и сам директор, чувствовалось, был тоже настороже, – вспоминала учительница школы №12 Зоя Капитоновна Михеева, проработавшая с Валентином Петровичем бок о бок 30 лет. – Но когда он понял, что коллектив дружный, сплоченный, сделал все для того, чтобы укрепить работоспособность коллектива, создать хорошую учебно-методическую базу. Что мне нравилось в нем? Деловитость, умение работать с людьми, находить общий язык с любым – от техслужащей до министра и директора завода. За время своей работы он оборудовал много учебных кабинетов, каждый год приобреталось что-то новое. По технической оснащенности, по кабинетной системе школа занимала в городском конкурсе первые места.

Валентин Петрович рос в крестьянской семье, кроме него росли еще трое детей. Отец его до войны работал на машинно-тракторной станции, после войны много лет был председателем колхоза. Валентин Ишалев окончил Юлъяльскую начальную школу, Малосундырскую семилетнюю школу, Йошкар-Олинское педагогическое училище, физико-математический факультет Маргоспединститута им. Н.К. Крупской. С 1965 года Ишалев работал учителем физики йошкар-олинской средней школы № 2, в августе 1973 года был назначен директором школы №14. Эту школу Валентин Петрович возглавлял 24 года, до ухода на пенсию в 1997 году.

– Мы не чувствовали себя чужими, – рассказывают учителя, перешедшие работать в то время в 14-ю школу из 5-й. – Валентин Петрович подготовил и настроил коллектив к тому, чтобы нам было уютно и комфортно.

Учиться двум школам было, конечно же, тесно. Директор сумел найти выход из этого положения. Было принято решение построить пристрой с двух сторон дополнительного здания к главному корпусу. В 1986 году было завершено строительство пристроя. Ученики получили уютные кабинеты, просторные актовый и спортивный залы, столовую, мастерские.

Благодаря его настойчивости восьмилетняя школа №14 в 1975 году стала средней, а в 1993 году – национальной гимназией. Он многое сделал для становления национальной гимназии, укрепления ее материальной базы, создания работоспособного, высокопрофессионального коллектива.

– Валентин Петрович умел находить выход из любой ситуации, – вспоминают коллеги. – Когда возникали проблемы с жилплощадью, он как директор, как депутат никогда не оставался в стороне. Решал вопросы через горком партии, профсоюз, умел убеждать начальство…

За свой такт, умение руководить людьми, доброжелательность, готовность прийти на помощь Ишалев заслуженно пользовался уважением всего коллектива школы.

«За годы работы в школе зарекомендовал себя умелым, вдумчивым, творчески мыслящим, принципиальным руководителем. Он умело руководил учительским и ученическим коллективами. Все вопросы учебной и воспитательной работы решал коллегиально, уделяя внимание методическому совету школы, работе с классными руководителями, родителями», – говорится в его характеристике.
В декабре 1998 года Валентин Петрович Ишалев принимал участие в работе I Всесоюзного съезда учителей, был депутатом, членом президиума горкома профсоюза работников образования, возглавлял жилищно-бытовую комиссию. При его содействии многие учителя школ города смогли улучшить свои жилищные условия.

В 1984 году ему было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

 

Вадим Владимирович Усков, начальник Управления образования г. Йошкар-Олы:

– В 1973 году школу возглавил Валентин Петрович Ишалев – сильнейший педагог, обладающий прекрасными знаниями. Уроки физики Валентин Петрович вел в нашем классе. Какие заслуги можно отметить? Конечно же, то, что Валентин Петрович добился, чтобы восьмилетняя школа № 14 стала средней общеобразовательной. В его же бытность школа приобрела и статус национальной гимназии. Для увеличения учебных классов к зданию был сделан пристрой.

Валентин Петрович пользовался огромнейшим авторитетом среди родителей, учителей и, конечно, учеников. Запомнился мне случай из моей школьной жизни. До сих пор его вспоминаю. Учился я тогда в классе четвертом-пятом. Что-то мы с одноклассником натворили. Идет какой-то урок, заходит завуч Ираида Павловна Лебедева – замечательный педагог и завуч, и говорит: «Усков, к директору!» Идем с завучем к директору, коленки дрожат. Мы Валентина Петровича побаивались, но и уважали. Он, конечно, нас пожурил, как педагог и директор, и отпустил. На этом дело и завершилось.

Что еще сказать? Школа находилась в Заводском районе. Учились в школе в основном дети рабочих Марийского машиностроительного завода, поэтому школьная обстановка требовала правильного направления воспитательной работы с учениками. И Валентин Петрович этому вопросу уделял большое внимание. В старших классах мы любили заниматься музыкой, тогда модно было создавать при школах вокально-инструментальные ансамбли. Где нашел денег Валентин Петрович, чтобы приобрести аппаратуру, неизвестно, но в школе она появилась. И мы по вечерам с ребятами репетировали, чтобы на торжественных мероприятиях выступать в школьном актовом зале, а также на танцевальных вечерах. И что интересно, молодежь с Заводского района приходила в школу на наши вечера. Это Валентин Петрович приветствовал, поскольку ученики были заняты… Думаю, что в скором времени гимназия заслуженно будет носить его имя.

 

Геннадий Михайлович Мустаев, председатель городского совета ветеранов:

– В то время, когда мы с ним работали, а это был конец 80-х – начало 90-х годов, я его знал как руководителя. Школа в его бытность гремела по всем направлениям: успеваемости, воспитанию, спорту, художественной самодеятельности и особенно по участию школьников в общественно-полезном труде. Валентин Петрович уделял огромное внимание ученическому самоуправлению в школе. Это было здорово, потому что ученики через него готовили себя к будущей жизни – в работе, семье. Он старался, чтобы ребята выходили из школы подготовленными и для службы в армии.

Валентин Петрович избирался депутатом – от районного до Верховного Совета Марийской АССР. Занимал активную позицию не только внутри школы, города, но и республики. Поэтому я только поддерживаю желание коллектива школы установить мемориальную доску в память о Валентине Петровиче. Конечно, в одном коллективе мы с ним не работали, я был тогда вторым председателем Областного Комитета профсоюзов работников просвещения, потом стал министром, он в это время был руководителем школы, но у нас было полное взаимопонимание. О Валентине Петровиче могу сказать только хорошее как о человеке, руководителе, педагоге.