ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Учитель Йошкар-Олинской школы №31 Татьяна Тараканова считает, что родители обязательно должны проверять домашнее задание

Учительница начальных классов Йошкар-Олинской школы №31 Татьяна Васильевна Тараканова знает обо всех тонкостях работы с первоклассниками. Вот уже 12 лет она работает в педагогике, встречает мальчишек и девчонок, только что окончивших детский сад, и провожает их спустя 4 года в средние классы. Она сама была отличницей в школе и до сих пор не перестает учиться. Каждый ее урок должен стать самым интересным для ребят. Татьяна рассказала о том, сложно ли быть учителем начальных классов, о современных детях и их родителях, бумажной работе и особенностях школьной программы.

Папа — главный пример

Татьяна Васильевна выбрала стезю педагогики благодаря своему отцу, который много лет преподавал в сельской школе, а впоследствии стал директором образовательного учреждения. Отец подарил ей веру в то, что у нее все получится. Василий Аркадьевич Новоселов работал в Елембаевской школе Новоторъяльского района. Сначала учителем труда, а затем стал директором.

— Все ученики его любили и уважали за его творчество, справедливость и доброту, — вспоминает с улыбкой Татьяна Васильевна. — В то время, когда он был директором, наша школа считалась лучшей в районе, потому что у нас была трудовая бригада. Папа — энергичный человек, который любит трудиться, чему он научил и нас, своих детей и учеников. Потом он стал главой администрации нашего поселения, сейчас на пенсии. С самого детства мне запомнилось, что он всегда всего себя отдавал людям. Он мой пример и герой. Я хотела быть похожей на него.

Уже тогда, с ранних лет, Татьяна поняла, что в этой профессии без любви к детям абсолютно нечего делать. С уверенностью в том, что выбрала нужный путь, девушка поступила учиться в Оршанский педколледж, затем набираться знаний пошла в пединститут в Йошкар-Оле. Первая работа и первая встреча с воспитанниками ждала ее в детском саду. Туда же пошла ее маленькая дочка. Вместе с малышкой, закончив сад, Татьяна отправилась в школу. Выбрала начальные классы, потому что в школе никогда не могла определиться с любимым предметом, все предметы нравились. Вот и преподавать решила тоже все, так интереснее!

От школы никуда не деться

Судьба подкидывала молодому педагогу немало трудностей. Работу было сложно совмещать с воспитанием маленького ребенка, поэтому Татьяне Васильевне приходилось уходить из профессии. Но в конечном счете она всегда возвращалась в школу. Ведь именно здесь она чувствует себя как рыба в воде. Она понимает, что работа с детьми — это определенно ее призвание.

— Я несколько раз уходила из профессии по разным причинам. Когда ушла в последний раз, работала воспитателем в Политехническом лицее-интернате. И именно мои воспитанники дали мне понять, что я должна вернуться в школу, они меня уговорили, за что я им очень благодарна. Сейчас они уже все взрослые, учатся, работают. Я вернулась и теперь понимаю, что никуда не хочу уходить. Я поняла, что эта работа мне очень нравится, — признается учитель.

По словам Татьяны Васильевны, полностью отдаваться профессии, когда на руках маленький ребенок, очень сложно, особенно работать в две смены, за бесконечной проверкой тетрадей семью не увидишь. А когда свои дети выросли, работать легче.

Новая школа, новые дети…

Сейчас Татьяна Васильевна вторая мама для 32 первоклашек и 29 второклашек 31-й школы Йошкар-Олы. Она работает здесь с момента открытия нового учреждения – полтора года.

— У нас очень хороший коллектив, все друг друга поддерживают, работать комфортно, учителя — творческие люди. Школа — новая, просторная, уютная, светлая, приятно преподавать, а деткам учиться. Кстати, мне очень повезло и с моими ребятами, и с родителями. Благодаря им легко работается. Потому что очень многое зависит не только от детей, но и от родителей, — подчеркивает Татьяна.

Работа занимает большую часть жизни педагога. С самого раннего утра и до позднего вечера Татьяна Васильевна находится в школе со своими учениками. А затем ее ждет гора тетрадей и подготовка к следующим урокам. Кроме того, в современных реалиях учитель начальных классов должен быть практически круглые сутки на связи в родительских чатах.

О своих подопечных учитель отзывается с большой любовью. Правда, отмечает, что дети сейчас не такие, как раньше.

— Они все очень активные. Я им всегда говорю, что, если я на кого-то не обратила внимание, не расстраивайтесь. Они очень обижаются, если их не спрашивают на уроке, особенно первый класс. Дети хотят все ответить. Попробуй не спроси! Иногда новые темы отодвигаешь, чтобы выслушать их. Они ведь готовились дома, им надо рассказать, — смеется моя собеседница.

 Д/з: проверять или нет?

Педагог отмечает, что сейчас детям учиться стало проще и интереснее. Особенно в том плане, что они сами могут найти информацию, которая их интересует. Раньше доступ к информации был намного сложнее: библиотека, книги, а сейчас у всех есть компьютеры, телефоны. Поэтому дети стали сообразительнее, они много знают. По словам Татьяны Васильевны, сейчас мальчишки и девчонки более свободолюбивые, более подвижные. Они более развиты и раньше взрослеют.

— А вот с родителями стало намного сложнее работать, — добавляет учитель. — Потому что многие считают, что школа обязана все сделать за них. Но между тем любой родитель несет ответственность за обучение своего ребенка. В наше время у многих мам и пап работа стоит на первом месте, это понятно. Но в то же время их никто не освобождает от родительских обязанностей. В начальной школе ребенок без родительского контроля не сможет дальше учиться. Мама или папа должны помочь малышу выстроить режим дня, научиться делать домашние задания.

Как считает Татьяна Васильевна, домашняя работа – это совместная деятельность родителя и ребенка, который в этом нуждается, видит свою нужность и значимость. В начальной школе обязательно нужно проверять домашнее задание, так у ученика вырабатывается ответственность.

Говоря о своих воспитанниках, учитель начальных классов добавляет, что ей с ними всегда интересно. И, судя по всему, эти чувства взаимны, ведь, по словам педагога, после уроков дети еще долго остаются в школе, они общаются как с учителем, так и с одноклассниками. Вместе они проводят и свободное время — часто выезжают в музеи, в театры, на выставки.

Напомним, ранее мы также публиковали информацию о том, что в семеновской средней школе ребята из телестудии «ПозиТиВ» сняли 17 видеороликов. Кроме того, сайт «Й» сообщал, что заведующая йошкар-олинским детским садом №25 «Жемчужинка» рассказала об успехах учреждения за 10 лет.

Фото из личного архива Татьяны Таракановой.