В Общественной палате Республики Марий Эл обсудили проблему интеграции в общество молодёжи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в том числе несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, и тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья.

Эксперты заострили внимание на том, какие подростки относятся к группе риска, рассказали об удачных примерах работы с молодёжью данной категории, а также обозначили существующие проблемы. Было отмечено, что подростки и молодёжь, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации, всегда были и остаются объектом особого внимания образовательных организаций, социальной сферы, правоохранительных органов, общественности и других ведомств, в зону ответственности которых входит воспитание подрастающего поколения.

Трудные подростки

Начальник отдела по делам несовершеннолетних МВД по Республике Марий Эл Анжела Афанасьева в своём выступлении отметила, что основными причинами преступлений несовершеннолетних остаются алкоголизм родителей и неприспособленность их к жизни. Так, в прошлом году 111 подростков совершили преступления, 28 из них повторно. А 169 несовершеннолетних совершили уходы из семьи из-за конфликта с родителями, побоев, чрезмерной опеки или, наоборот, полном равнодушии отцов и матерей.

Несовершеннолетние уходят из дома в поисках приключений, в знак протеста против чрезмерной опеки родителей или пытаясь привлечь их внимание, – говорит Анжела Афанасьева. – На фоне постоянной стрессовой ситуации уходы становятся привычными.

Такой образ жизни, по словам специалиста, рождает бродяжничество юношей и девушек. Самовольные уходы стали проблемой общежитий профессиональных организаций, центров для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, социально-реабилитационных центров, медицинских учреждений. Кроме того, Анжела Афанасьева подчеркнула, что современная молодёжь неохотно устраивается на работу в каникулярное время, что и толкает их на правонарушения. Поэтому требуют решения вопросы развития общественных объединений по работе с несовершеннолетними правонарушителями, вовлечения их в организованные формы полезной занятости. Хорошей практикой в советское время были трудовые лагеря при школах. В этом оказались едины все участники круглого стола.

Сироты, инвалиды

Детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вовлекают в различные досуговые, культурные и оздоровительные программы и социально значимые проекты, – проинформировала заместитель начальника отдела по вопросам семьи и детства Министерства труда и социальной защиты Республики Марий Эл Юлия Конурова. – Это «Аллея памяти», «Живи, цвети, село родное!» «Клуб выходного дня», «Наша спортивная площадка». Для детей-сирот ведётся работа по социализации выпускников в соответствии с программами «Сопровождаемое проживание в адаптационной квартире» и «Тренировочная квартира».

В республике реализуется практика сопровождения проживания в рамках проекта «Добро пожаловать в жизнь». В условиях учебно-тренировочной квартиры самостоятельному проживанию сейчас учатся 11 молодых людей с ментальной инвалидностью, а в адаптированных трудовых мастерских по полиграфии, гончарному, столярному и швейному делу приобретают предпрофессиональные трудовые навыки. Кстати, дополнительное профессиональное образование по направлению службы занятости завершили два инвалида, девять выпускников образовательных организаций, 15 многодетных родителей, один одинокий родитель. Бухгалтер, швея, повар, специалист по маникюру, парикмахер, охранник, электросварщик ручной сварки, электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования, дизайнер компьютерной графики, воспитатель, ландшафтный архитектор, психолог, менеджер по персоналу – по таким профессиям было организовано обучение.

Право на образование

Начальник управления воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл Оксана Шутова, выступая перед участниками круглого стола, подчеркнула, что обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из приоритетных задач регионального Министерства образования и науки. Инновационной практикой является открытие 47 отдельных классов, в которых обучаются 242 ребёнка с тяжёлыми нарушениями развития.

– В Республике Марий Эл с 2020 года реализуется федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование», направленный на обновление материально-технической базы в школах, в которых обучаются исключительно дети с ограниченными возможностями здоровья, – отметила Оксана Шутова. – Ребята могут реализовывать творческие способности. Обучающиеся активно участвуют в конкурсах и занимают призовые места.

Руководитель Марийской республиканской организации Всероссийского общества инвалидов также отметила, что для молодёжи с инвалидностью регулярно организуются спортивные, культурно-массовые мероприятия, встречи, мастер-классы, что даёт вести активный образ жизни, общаться, получать удовольствие.

Итогом круглого стола явилась достигнутая договорённость о дальнейшем взаимодействии всех субъектов профилактики, которое может направить оступившихся подростков на путь исправления, а молодёжи с ограниченными возможностями здоровья помочь социализироваться в современной жизни. Участники обменялись мнениями по обсуждаемым вопросам и разработали ряд предложений с целью формирования нравственно здоровой молодёжи.

Фото Павла Старикова.

Наши соцсети: