В преддверии празднования профессионального праздника Дня учителя мы встретились с нашим горожанином, человеком интересной судьбы и талантливым педагогом – директором Лицея Бауманский Григорием Пейсаховичем.
– Григорий Ефимович, что было определяющим для Вас в выборе будущей профессии?
– Пример собственной мамы, портрет которой всегда со мной. И если есть педагоги по призванию, по судьбе, то она была педагогом от Бога! Всю жизнь она посвятила детям, оставшимся без попечения родителей. Даже в 90-е, когда вообще никто никому не был нужен, она самоотверженно этим занималась. Безусловно, ежедневный пример такого служения не мог не повлиять на мое самоопределение. И я, как пошел в 7 лет в школу, до сих пор ее не закончил!
– Вам нравилось учиться?
– Учеба – это лишь часть социализации. Мне нравилось учиться, общаться, быть в общественных организациях. А еще мне нравилось делиться тем, чему я научился, включая знания, которые мне дала музыкальная школа имени Чайковского. Я заканчивал школу № 20. Это был самый первый набор в новую, фантастически красивую школу. Наш класс был настолько дружен, что мы до сих пор общаемся. У нас был чудесный классный руководитель, 90-летие которой мы отмечали всем классом! Она с нами даже танцевала! И сейчас, закрывая глаза, я слышу ее голос таким же, каким он был тогда, в детстве.
– Эти приятные впечатления отразились на Вашем детище?
– Мы свою школу любили, но, когда я подрастал, формировалось и критическое мышление, свойственное всем подросткам. Модель советской школы помимо плюсов имела и недостатки. И один из серьезнейших минусов – унификация. Это удобно для управления, но для живой материи – это клетка. Я мечтал о школе, которая соответствует культуросообразности и природосообразности. Школа должна быть разной, многогранной, чтобы каждый ребенок мог найти ту грань, которая созвучна с его душой и способностями. Когда мне довелось возглавить школу, я вместе со своими единомышленниками ее переформатировал. В Лицее Бауманский есть огромное количество граней, в которых ребенок может себя найти. А наша задача – помочь выявить особенность и талант каждого ребеночка, который к нам приходит.
– Вы помните свой первый урок?
– Прекрасно помню! Это был урок музыки. Во-первых, мне казалось, что Музыка – это самый главный предмет на свете, а уж если веду его я, то ученики не имеют права учиться ниже, чем на «5». Один из моих четвероклассников жил в том же подъезде, что и я. Папа у него был грозный, большой мужичище. Однажды мы встречаемся, и он спокойным, суровым голосом мне говорит: «Послушай, Григорий, так нельзя. Они боятся тебя! Это же музыка! Там надо петь!». Тогда я понял, что педагогика – это не ужас, который внушает учитель. Кстати, один из моих учеников Виталий Кабаев работает учителем физики в нашем лицее. Он не имеет специального музыкального образования, но он чудесный музыкант. Мне приятно, что я не всем попортил жизнь теми уроками!
– Что для Вас страшнее всего?
– Страшно, когда уходят близкие, когда совершаешь ошибку и не сразу понимаешь это. Экзюпери сказал, мы в ответе за тех, кого приручаем. А учитель каждый день в ответе. Это только кажется, что дни одинаковые, дети одинаковые. На самом деле все совершенно иначе. Самое поразительное, что ни одно слово так не вбивается в сердце и память, как несправедливое. Первое, о чем я говорю с любым учителем, – чувство ответственности. Ведь ежедневно ты каждым своим словом, поступком, эмоцией рисуешь чье-то будущее.
– Что делает Вас счастливым?
– Приятно, когда дети к тебе относятся как к авторитетной личности, когда малышня в галстуках, с серьезным видом протягивает руку, чтобы поздороваться. На днях встречаю первоклашку. Она не запомнила, как меня зовут, но останавливается и громко, торжественно говорит: «Здравствуйте, Пейсахович!» Ну что еще нужно для счастья?! Директор школы не профессия, а миссия. Это учитель учителей, высший судья в школе. Будь ты трижды прекрасным хозяйственником и организатором, если ты не педагог, школе ты бесполезен.
– О чем мечтает горожанин Григорий Пейсахович?
– Хочу заметить, что я настоящий горожанин – я здесь родился, вырос и живу. У меня было много возможностей уехать, и я объехал полмира, но везде тоскую по Йошкар-Оле, потому что обожаю этот город. Сейчас очень рад изменениям, которые происходят. Ремонтируются дворы, появляются детские площадки, дороги, зоны отдыха. Это здорово! Мечтаю о том, чтобы этот процесс продолжался, а еще, чтобы мы научились беречь то, что создается.
– Что Вы пожелаете своим коллегам в преддверии праздника?
– У Льва Кассиля есть удивительная, короткая, как выстрел, фраза: «Будьте!». Всем учителям и согражданам желаю быть, а значит жить, радоваться каждому дню, действовать, состояться и идти вперед с верой и мечтой, которые обязательно приведут к хорошему результату!
Фото Павла Старикова