Абсолютным победителем V Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2022» в этом году стал учитель ИЗО Семеновской школы-интерната для детей с нарушениями слуха Игорь Суринов. Награждение проходило в День учителя на сцене Государственного Кремлевского дворца.

Всего на конкурс было подано более 100 заявок от учителей-дефектологов и учителей-логопедов дошкольных образовательных, общеобразовательных организаций, центров психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи из разных регионов России. Педагог прошел ряд испытаний, показав свое мастерство в деловых играх, в конкурсе профессиональных кейсов, на открытых занятиях.

Игорь Валерьевич, какие нахлынули чувства, когда Вас объявили победителем конкурса?

– Если честно, то до последнего не верил, что победа будет за мной, поскольку испытания оказались достаточно сложными. Борьба была напряженной, а конкурсанты – сильные, подготовленные. Все демонстрировали высокий уровень профессионализма, любовь к своему делу и детям. Ранее мне не приходилось участвовать в конкурсах. И сразу победа! Практический опыт и знания дали высокий результат. Считаю, что это победа и преподавателей, которые давали знания, и педагогических коллективов, которые наставляли и воспитывали меня как педагога. Вообще, думал, что баллов окажется недостаточно до полной победы, поэтому до последней минуты не верил, что стану победителем. Результаты держались в секрете до последнего момента. Только когда прозвучали слова ведущего: «победу одержал…». И поскольку я был единственным мужчиной-конкурсантом, то сразу стало понятно, что это я. Подведение конкурсных итогов проходило в Институте коррекционной педагогики, а вот уже в Кремлевский дворец пригласили на награждение только победителей. Ведущими праздничного концерта были Дмитрий Харатьян и Екатерина Гусева.

– Наверное, с такими же ощущениями Вы приняли и приглашение на участие в финале? На заключительный этап конкурса Вы поехали буквально за пару дней до профессионального праздника – Дня учителя?

– Да, верно. Звонок из Москвы раздался 29 сентября. Организаторы конкурса сказали, что 3 октября утром уже надо быть на конкурсе. Поездка пришлась на 1 октября. Конкурс проходил в Московском педагогическом государственном университете и Институте коррекционной педагогики Российской академии образования. Конкурсные испытания состояли из нескольких этапов. Первый – деловая игра. Студенты дефектологического факультета разыгрывали проблемные ситуации, в которые участникам конкурса необходимо было включиться, грамотно и профессионально разрешить. Для меня это оказалось, пожалуй, самым серьезным испытанием. Только пройдя этот этап, студенты-дефектологи признались, что мне досталась самая сложная ситуация, выйти из которой было достаточно сложно. Почему? Она оказалась конфликтной с участием родителей детей, позднее в которую еще включилась бабушка детей, и дальше конфликт развивался уже между взрослыми. На тот момент посчитал, что с данной ситуацией справился недостаточно хорошо, но члены жюри в перерыве конкурса меня поддержали, сказав, что испытание пройдено достойно. Следующее конкурсное испытание – решение кейс-вопросов, которые распределялись случайным образом. Кейсы состояли из трех вопросов, связанных единой ситуацией. Мне попались вопросы по олигофренопедагогике. Данное испытание прошел достаточно легко, поскольку по специальности я олигофренопедагог. Далее предстояло провести занятие с детьми в одной из московских школ. Мой урок оценивали преподаватели Института коррекционной педагогики, преподаватели МГПУ, дефектологи, стоящие у истоков научных методик и разработок в данной области.

Вам повезло, Вы стали одним из счастливчиков, которые были удостоены участия в очном туре конкурса.

– Очень повезло. На первый этап конкурса выдвинули 74 участника, из них отобрали всего десять победителей, которым и посчастливилось участвовать во втором очном туре в Москве. Конкурсные испытания очного тура проходили в Москве уже среди десяти конкурсантов. Все стали лауреатами. Вообще, V Всероссийский конкурс «Учитель-дефектолог года» нынче впервые проводился по двум номинациям: «Учитель-дефектолог года» и «Логопед года». Наша республика была представлена двумя участниками. Я и учитель-логопед Козьмодемьянской школы-интерната Елена Андреевна Ерофеева стали двумя представителями из Республики Марий Эл. Считаю это колоссальной заслугой для республики в области коррекционного образования. И в Московском Институте коррекционной педагогики это тоже отметили. По итогам испытаний Елена Андреевна стала лауреатом конкурса.

– Что Вам дало участие в конкурсе?

– В первую очередь удовлетворение. Моя работа с детьми с ОВЗ и багаж знаний, которые мне дали преподаватели Оршанского педагогического колледжа и Марийского государственного педагогического института, высоко оценены. Полученные знания и опыт, конечно, помогают в практической деятельности, в области методических разработок и рекомендаций. Я являюсь разработчиком федеральной адаптированной образовательной программы по изобразительному искусству для детей с нарушениями слуха. Совместно с другими авторами я разработал и издал учебники по изобразительному искусству. Учебники включены в федеральный перечень, по ним обучаются дети со всей России. Активно сотрудничаю с издательством «Просвещение», где и были изданы учебники. Участие в финале всероссийского конкурса позволило встретиться очно с одним из соавторов учебника – Мариной Александровной Зыковой. И тут же во время конкурсных испытаний мне поступило предложение о дальнейшем сотрудничестве, а именно поделиться опытом работы с детьми с нарушениями слуха с другими учителями, издав пособия из серии «Учитель-учителю». Во время поездки еще встречался с главным редактором издательства «Просвещение», именно тогда и поступило предложение о дальнейшем сотрудничестве.

– На память об участии во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2022» что подарили?

– Статуэтку и диплом победителя. От Института коррекционной педагогики достался ценный приз. Кроме того, удостоен еще специального приза от Союза дефектологов России и от издательства «Школьная пресса». Самым большим и значимым подарком стали две огромные коробки с учебниками для нашей школы от издательства «Просвещение». Этому подарку рад больше всего, поскольку учебники для детей с нарушениями слуха довольно дорогие.

Остается пожелать Вам дальнейших творческих успехов, новых методических разработок и покорения новых вершин.

Фото предоставлены Игорем Суриновым.

Наши соцсети:

ВК: https://vk.com/ggyola

Одноклассники: https://ok.ru/gazetayoshkarola

Телеграм: https://t.me/gazeta_yoshkarola

Ранее сайт газеты “Йошкар-Ола” сообщал, что активисты из Йошкар-Олы стали финалистами в конкурсе “Студенческий лидер”, 

а также рассказывал о том, что приволжские муниципалитеты забрали 17 из 50 призовых мест на Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» .

Кроме того, в Йошкар-Оле идёт демонтаж бесхозных деревянных построек.