1977-й – год 60-летия советской власти, запомнился не только юбилеем, но и новой Конституцией СССР, новым текстом советского гимна, который после смерти Сталина почти два десятилетия исполняли без слов из-за упоминания в гимне образца 1943 года имени «отца народов». Широко отмечался 100-летний юбилей первого чекиста Ф.Э. Дзержинского. В июне 1977 года главой советского государства теперь не только реально, но и официально стал Леонид Ильич Брежнев, занявший пост председателя Президиума Верховного Совета СССР. Впервые в истории надводное судно – атомный ледокол «Арктика» – достиг Северного полюса.

Год был на редкость спокойным и его не портило даже некоторое повышение цен, в частности на книги. Подорожание золота, хрусталя в общем-то было не столь заметно, как повышение цен на алкоголь.

Этот год был богат на кинопремьеры. Зрители увидели «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Розыгрыш», советско-американский проект «Синяя птица» с участием Элизабет Тейлор, Авы Гарднер, Грегори Пека, Георгия Вицина, Маргариты Тереховой. Классикой отечественного кино стали: «Неоконченная пьеса для механического пианино» Н. Михалкова, «Двадцать дней без войны» А. Германа, «Восхождение» Л. Шепитько, «Легенда о Тиле» А. Алова и В. Наумова, «Подранки» Н. Губенко и другие.

Не забудутся песни из фильма «Розыгрыш», ставшие музыкальным камертоном прощания со школой для новых поколений школьников, для которых «Когда уйдем со школьного двора» стали тем же, чем для их родителей был «Школьный вальс». А «Как молоды мы были» А. Пахмутовой как никакая другая музыка и песня передают то ощущение жизни и трепет, вкупе с надеждами и мечтами о прекрасном будущем, с которыми во взрослую жизнь вступало наше поколение – выпускников 1977, теперь уже бесконечно далекого года.

Жизнь и впрямь давала основания для подобных ожиданий. Страна была крепкой, дружной, великой. Москва готовилась к Олимпиаде, и то, что в начале года в столице произошел пожар в гостинице «Россия», унесший жизни 46 человек, было не очень заметным событием. Об этом было сказано в нескольких коротких строчках заявлений ТАСС. Писали больше о грандиозных стройках, о героях космоса, ученых.

В Йошкар-Оле в том году в юбилей Октября марийское телевидение провело собственную цветную телепередачу «Мой край марийский». Художники республики к юбилею представили свои произведения на выставке. 80-летний юбилей отметил участник Октябрьской революции, бывший матрос с минного заградителя «Хопер» Василий Никифорович Никифоров.

Строили в юбилейном году немало. Ввели в строй цех керамзита с производительностью 200 тысяч кубометров в год, возвели в Сомбатхее ряд высокоэтажных домов, среди которых выделялся 215-квартирный гигант. Усиленно стремились завершить постройку долгожданного Дома Быта. Но наиболее успешным объектом стал Дворец культуры им. В.И. Ленина, ставший настоящей гордостью Марийского машиностроительного завода и всего Заводского района марийской столицы. Дворец поражал богатством использованных при строительстве материалов и отделкой, стал подлинным соперником тогдашней «первой площадки» Йошкар-Олы – ДК им. XXX-летия Победы.

Развивалась и городская среда. Обновленным предстало популярное у горожан кафе «Подкогольная». На проспекте Гагарина открыли ателье высшего разряда «Элегант».

К московской Олимпиаде наш «Пӧлек» изготовил оригинальные ручки-матрешки и эмблемы Игр на искусственной коже. Немало было создано и сувениров к юбилею Октябрьской революции.

В 1977 году ударными объектами были автотрасса «Йошкар-Ола-Уржум», новая баня, детские сады. Особое значение придавалось строительству и открытию новых ПТУ. Страна нуждалась в пополнении рядов рабочего класса, тех, чьими руками создается материальное богатство и мощь державы. Йошкар-Ола того года могла без стеснения вглядываться в себя – к юбилею был выпущен красочный фотоальбом.

Город был привлекателен для многочисленных гостей, среди которых были великий композитор Арам Хачатурян, ставший гостем школы-интерната №1, актеры кино Клара Лучко и Татьяна Лаврова. Лидия Сухаревская присутствовала у нас на премьере своей пьесы «Эдит Пиаф». Театральная жизнь искала выход в новых формах выражения. На сцене марийский зритель увидел джаз-оперу Джорджа Гершвина «Порги и Бесс», которая так полюбилась меломанам, что ее ставили в школе №11 при восторге школьного зала. Новшеством музыкального театра стал мюзикл «Хелло, Долли».

На ура раскупались пластинки с песнями Мирей Матье и записями оркестра Поля Мориа. В этом смысле наше поколение 70-ых было космополитичнее своих предшественников, и его не очень-то напугали зловещие планы американского Пентагона о создании нейтронной бомбы. Симпатичным и обаятельным предстал авантюрист Остап Бендер, в которого перевоплотился Андрей Миронов в искрометной версии «Двенадцать стульев» Марка Захарова. Вот такой герой взял нас в плен благодаря музыке сериала и острым песням Ю. Михайлова (Юлия Кима). Барды и творцы авторской песни, такие как Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Александр Городницкий и Дмитрий Сухарев, стали нашими спутниками по жизни и неотъемлемой частью советской жизни эпохи 70-ых.

Василий ВАСИЛЬКОВ

Наши соцсети: