Автор газеты «Йошкар-Ола» Татьяна Момзякова поделилась своим мнением о сериале «Перевал Дятлова». Насколько он реалистичен?

В 2020 году российские кинематографисты выпустили на канал «ТНТ» восьмисерийный мини-сериал «Перевал Дятлова», вызвавший большой резонанс среди российских зрителей. Чем же он интересен?

Напомню, что это второй художественный фильм о трагедии на перевале Дятлова. Первый в 2013-м году снял режиссер Ренни Харлин (участник франшиз «Крепкий орешек», «Кошмар на улице Вязов», 5-кратный номинант на «Золотую малину»). В фильме «Тайна перевала Дятлова» Харлин объединил в одну кучу человекоподобных мутантов, секретные эксперименты советских военных и путешествия во времени, но полной ясности так и не добился, а всего лишь показал на экране одну из уже существующих теорий гибели группы Дятлова. И вот теперь российские кинематографисты решили покуситься на эту загадочно-таинственную историю. Экранизировать самую запутанную загадку в истории советской криминалистики решились только сейчас. Но хорошо, что все-таки решились, и хорошо, что именно сейчас, когда технически это можно сделать действительно на должном уровне.

О чем кино?

Так что же произошло с туристами? Погибли под снежной лавиной, были убиты местными жителями или беглыми заключенными? Или же их смерть вызвана встречей со сверхъестественным? В сериале это предстоит выяснить следственной группе под руководством майора Олега Костина. Отправившись на место происшествия, Костин понимает, что в этом деле слишком много деталей, которые не укладываются ни в одну из версий.

У кинематографистов получился мистический сериал, в котором сходятся несколько историй. В фильме проведены две параллельные сюжетные линии: история самой группы дятловцев и история следователя КГБ Костина, который приезжает из Москвы курировать расследование. Серии чередуются: нечетные – о расследовании, четные – о ребятах и об их роковом походе. И здесь нас ждет самый главный плюс сериала – он сделан в стилистике «оттепельных» фильмов 60–х: черно-белый, с картинкой 4:3, светящийся изнутри жизнерадостностью, открытостью и позитивом.

В сериале на режиссерском поприще себя впервые попробовали продюсеры Валерий Федорович и Евгений Никишов – они снимали нечетные серии. Над четными трудился Павел Костомаров, недавно получивший ряд премий за сериал «Эпидемия», и дебютант Степан Гордеев.

Герои советского времени

И еще – очень удачный кастинг! Мало того, что внешне актеров подобрали до боли похожих на оригиналы, так они еще и отыграли на все сто. Никто не выбивается из «колоды», и буквально с первой серии веришь, что они – одна команда, которой, впрочем, как и любому коллективу, не чужды внутренние конфликты, обиды, влюбленности, соперничество. Образы советских ребят конца 50-х – молодых, светлых, немного наивных, переданы невероятно филигранно. Ими действительно любуешься, им сопереживаешь, о них искренне скорбишь.

История самого отряда Дятлова здесь действительно хороша, от первой серии со сборами до пугающей концовки. Местами она затянута и выбивается из заданного времени, а некоторым актерам не хватало опыта. Но небольшие шероховатости не мешают наслаждаться этой частью сериала.

Стилистически это начинается как очень теплый, добрый и трогательный рассказ о советских студентах. Помогают идеально подобранный саундтрек, живые песни у костра, красивые речи для поднятия боевого духа, невинные отношения между ребятами. В самых первых сериях есть тревожные звоночки вроде предостережения от женщины в доме охотника, но советские герои в них по понятным причинам не верят.

Возможно, история так хорошо работает как раз потому, что зритель изначально знает исход. Нам известно, что никто из этих смелых, добрых и отзывчивых ребят не выживет. Более того, все пугающе кровавые детали их смерти известны из сухих отчетов патологоанатома. С печатью смерти на лицах «дятловцы» смотрятся еще трогательнее – их жаль, за них сложно не переживать.

Плюсы и минусы

Линия следователя Костина и судмедэксперта Кати, которую он подтягивает к делу, на фоне черно-белой истории выглядит в разы слабее. Не сказать, что полностью проваливается, но местами провисает. Костина и Катю терзают внутренние демоны и воспоминания о пережитой войне (это, можно сказать, третья линия). Каждый вышел из нее с потерями и глубокими душевными шрамами. Костин преподносится как человек, без сомнения, героический, но и в некоторых своих поступках неоднозначный. Это с оговорками им удалось, хотя и чувствуется некая натужность.

Несомненный плюс сериала в том, что в нем отработаны все основные версии гибели группы, от техногенной до карательной, исключая уж самые бредовые – об йети, инопланетянах и американских шпионах посреди заснеженной уральской тайги. По сюжету причиной гибели ребят становится естественный природный фактор – сход снежного пласта на неправильно установленную палатку, в результате чего несколько участников группы получили серьезные травмы. Остальные пытались их спасти, но просто замерзли. И все это, не исключая мистики, которая в этой самой что ни на есть реальной истории все же является главным лейтмотивом.

В общем и целом, получился вполне себе интересный сериал, в котором что-то получилось виртуозно, что-то не очень. Которому, возможно, немного не хватает цельности и от которого не стоит ждать каких-то откровений. Но так как власти упорно отказываются рассекретить свои материалы об этом расследовании, то теплится надежда, что, может быть, когда-нибудь удастся узнать правду о том, что на самом деле случилось.

Фото из открытых источников.

Ранее на сайте «Й» Татьяна Момзякова рассказывала, что похожая трагедия случилась в 1978 году в США, о том, что среди погибших на перевале была девушка из Марий Эл, могла ли гибель дятловцев быть инсценировкой, а также о самой непопулярной версии случившегося. Все материалы на эту тему вы можете прочитать по ссылке.