Сегодня чат-боты плотно вошли в нашу жизнь и порой могут заменить человека. Нет-нет да и наткнемся мы на какой-нибудь искусственный интеллект, который подскажет, как добраться до ближайшего салона связи, запишет к врачу или поможет разблокировать SIM-карту. Любому из нас так или иначе приходилось сталкиваться с чат-ботом. В отличие от нас бот не нуждается в отдыхе, может работать круглые сутки и всегда быть на связи с клиентом.

Известный IT-специалист Сергей Якунин из Йошкар-Олы разработал много разных чат-ботов. Разработчик искусственного интеллекта внедряет свои разработки и в различные сферы других регионов.

– Сергей, в каких регионах работают Ваши чат-боты и что говорят о них пользователи?

Чат-боты работают в 35 регионах России, от Камчатки до самых южных субъектов. За последние два года совокупно сервисами обработано 22 миллиона запросов пользователей. В принципе пользователям нравятся наши решения.

Ваши цифровые продукты появились уже и в новых регионах – Донецкой и Луганской народных республиках, Херсонской и Запорожской областях. Так, в Центральной городской клинической больнице №1 Донецка запущены чат-боты.

Совершенно верно. В нашей республике 1 декабря запущен проект «Цифровой фронт». Я его возглавил. Цифровая помощь будет реализовываться для жителей регионов, в создании и разработке различных сервисов. «ИТ-комьюнити» объединилось для создания цифровых сервисов новым регионам Российской Федерации в сферах здравоохранения, социальной защиты и образования. В настоящее время уже активно работаем с Донецкой народной республикой по линии здравоохранения. В последних числах уходящего 2022 года мы с Министерством здравоохранения ДНР достигли соглашения и начали внедрение сервисов. Запускаем чат-боты в поликлиниках региона. Это и расписание приема врачей, и онлайн-прикрепление, онлайн-справки, вызов врача на дом, тревожные кнопки для медиков, подключили сервис «Проверь родинку онлайн ДНР», который уже запущен в более чем 30 регионах нашей страны.
Интересно, то, что у нас воспринимается как просто удобный сервис, там, в новых регионах, может спасти жизни. Сначала было просто стремление помогать этим регионам. Постепенно в ходе работы сформировалась идея комплексной систематической помощи жителям этих регионов, создания механизма взаимодействия, подключения не только своих сил, но сил ИТ-комьюнити.

– Как родилась идея проекта и как долго ее воплощали в реальность?

Идея проекта родилась у меня после участия в молодёжном форуме «Ладога», знакомстве с ребятами из Донецка, из их жизненных историй.

– Как работают чат-боты и что нужно, чтобы уметь ими пользоваться?

Чат-боты работают на нескольких платформах. Это Телеграмм, ВКонтакте, Вайбер, а также в голосовом помощнике Яндекс «Алиса». Чтобы ими воспользоваться – нужно перейти по ссылке, которую размещают учреждения, в которых работает чат-бот. Визуально это выглядит как обычный диалог в мессенджере или социальной сети, но помимо строки ввода текста имеются кнопки управления ботом, нажимая которые можно получать ту или иную информацию или запускать процесс, например, автоматического создания документа или оформления услуги. Пользоваться чат-ботом не сложнее, чем вести переписку с родственником.

– Почему столько платформ?

Считаю, что мы не должны навязывать пользователю удобную нам платформу. Человек должен сам выбрать, где ему комфортнее запустить чат-бота. Ведь кому-то нравится «Телеграмм», кому-то «ВКонтакте», а кто-то не видит своей жизни без голосового помощника «Алиса». Также мультиплатформенность обеспечивает бесперебойную работу. Если, например, перестал работать «Телеграмм», всегда можно зайти в «ВКонтакте» и там получить ответы на вопросы от ботов или разрешить возникшую жизненную ситуацию.

– Чат-боты надежно защищены от мошенников, не бывает ли «утечки» информации?

В современных реалиях использование чат-ботов отвечает максимальному уровню безопасности. Взломать чат-боты невозможно. С точки зрения ddos- атак, которым сейчас массово подвергаются сайты и интернет-порталы, такое в отношении чат-ботов невозможно. Чтобы «уронить» чат-бот, нужно, как минимум, ddos-ти саму платформу, например «Телеграм» или «ВКонтакте».

– Многие жители уже оценили удобство и практичность цифровых сервисов. Для современного человека главный и дорогой ресурс – это время, которое чат-боты и позволяет экономить. Как считаете, будущее все-таки за такими разработками?

Думаю, да. Активное развитие цифровизации делает жизнь удобнее.

– Какие у жителей Марий Эл наиболее популярны чат-боты и предлагают ли пользователи их усовершенствовать?

Пожалуй, самыми востребованными среди жителей Республики Марий Эл стали чат-боты, связанные с мобилизацией, с проверкой родинки на признаки меланомы, ну и, конечно, медицинские боты. Обратную связь с пользователями поддерживаю. От них поступают предложения, которые всегда внимательно изучаем, а в дальнейшем стараемся делать сервисы как можно удобнее для граждан.

– Сейчас над чем работаете? Какие еще чат-боты планируете внедрить в ближайшее время?

Идет работа по созданию двух больших федеральных проектов в области здравоохранения. Также продолжаем оказывать цифровую помощь Донецкой народной республике, в ближайшее время начинаем работу с Луганской народной республикой. Первостепенная задача, конечно, помощь в цифровизации здравоохранения там, потом – социальная защита и образование. Работы много, стараюсь максимально сейчас вкладывать все силы в эти проекты.

Фото из личного архива Сергея Якунина.

Наши соцсети:

ВК: https://vk.com/ggyola

Одноклассники: https://ok.ru/gazetayoshkarola

Телеграм: https://t.me/gazeta_yoshkarola