Про лифтовую аварийную службу можно говорить много, ведь она похожа в какой-то степени  на работу спасателей. Эта работа связана не только с эвакуацией людей, но и требует определенных знаний и навыков.

К сожалению, лифт, как и любой механизм, может выйти из строя в самый неподходящий момент: когда спешим на важную встречу, опаздываем на работу, да и просто собрались прогуляться с друзьями. Знакомо? Думаю, практически каждый попадал хотя бы раз в своей жизни в подобную ситуацию. Причиной возникшей ситуации может быть отключение электроэнергии, скачки напряжения или внутренние ошибки самой системы управления лифтом, а также человеческий фактор.

– Основной задачей лифтовой аварийной службы является освобождение застрявших в лифте людей и устранение неисправности неработающего лифта,  – говорит мастер участка Василий Шарнин.

«Мозг» лифта

Так еще называют электронную плату оборудования подъемника, поскольку она отвечает за коммутацию всех деталей лифтового электрического оборудования, прием данных от различных датчиков, задает команды оборудованию лифта. Бывает, что платы управления выходят из строя. Неисправности в ней считаются довольно частой причиной поломок и сбоев в работе всего подъемника.

Ремонтом этой важной части лифтового оборудования, а также программированием частотных преобразователей занимаются специалисты участка электронных работ. В качественном ремонте им помогают стенды для тестирования и диагностики, которые создают имитацию работы лифта и соответствуют действию электронного блока управления, установленного в подъемнике. Неисправную снятую плату подключают к стенду и тестируют в стандартных для простого лифта режимах: погрузке, нормальной работе, управлении из машинного отделения. Во время проверки происходит определение и считывание кодов ошибок. Только после этого мастера могут решить, что делать дальше.

Стенд для проверки электронных плат предназначен для того, чтобы в лабораторных условиях проверить их исправность и при необходимости произвести их ремонт,  –  рассказывая об устройстве, отмечает исполняющий обязанности начальника участка электронных работ Денис Кольцов, проработавший в лифтовом хозяйстве уже более 20 лет. – Еще ремонтируем приборы безопасности – устройства контроля скорости подъемного устройства, устройства проникновения в шахту лифта, реле контроля фаз.

Лифт на связи

Да, это важное условие работы лифтового оборудования и безопасности пассажиров. Связисты обеспечивают наличие связи в лифтах. Именно эти специалисты налаживают бесперебойную связь пассажиров с диспетчерской и аварийной службами. Их сложно застать на месте, связисты практически всегда на выезде по поступившим вызовам.

Как отмечают сами специалисты, установление диспетчерской связи в лифте необходимо  в первую очередь для безопасного передвижения людей в кабине. Качественно проведенная диспетчеризация лифта обеспечивает бесперебойную связь пассажиров круглосуточно. Кроме того, диспетчерская служба получает информацию о неисправности лифта не только путем вызова с «кнопки» из кабины лифта, но и даже если лифт просто неисправен, то на экранах диспетчеров отобразится информация о неисправности лифта.

Вовремя добраться

Машины аварийных бригад на первый взгляд ничем не отличаются от обычных «легковушек». Понимаешь, что это не совсем простой автомобиль, когда видишь на лобовом стекле табличку «Аварийная служба». В бригаде аварийщиков – водитель и механик.

Их автомобиль оборудован и укомплектован всеми необходимыми инструментами и запасными частями для спасательных работ, чтобы по приезду на место вызова как можно быстрее устранить неисправности и освободить из лифта людей. Это диэлектрические инструменты, приводные ремни, приводы дверей и их двигатели, различные ключи, контакторы, пульт ревизии, средства индивидуальной защиты, домкраты, ножницы, огнетушители, аптечка, противогазы.

Все эти приспособления, а также  многие другие находятся в автомобиле аварийной службы. Кстати, движение  и местонахождение автомобиля аварийной службы диспетчер может отследить в реальном времени – достаточно ему посмотреть на монитор с интерактивной картой города.

С лифтами на «ты»

Механики лифтовой службы значительную часть своего рабочего времени проводят непосредственно в лифтах и помещениях, где расположены подъемные механизмы. Каждый лифт «закреплен» за определенным механиком. Линейные механики работают с 8 до 17 часов, а после 17 часов в рабочие дни и по выходным дням дежурит аварийная служба. Рабочий «арсенал» лифтового механика состоит из гаечных ключей, плоскогубцев, кусачек, отверток, ключей от ригельных замков, тестеров и других инструментов. Кроме эвакуации застрявших пассажиров в обязанности механиков входит плановый и текущий ремонт лифтов. Разные виды планового ремонта проводятся с периодичностью от месяца до года, а текущие заявки выполняются в порядке очередности.

Сергей Винокуров, электромеханик лифтовой аварийной службы:

– В основном выезжать приходится на застревания пассажиров. Причины разные. Это может быть отключение электроэнергии, вина самих пассажиров, реже поломка оборудования. Бывает до 40 вызовов в сутки. К примеру, несколько дней назад за смену поступали заявки в течение всей смены – зафиксировано было 20 неисправных лифтов. Наш участок – заречная часть города. В лифтовом хозяйстве работаю более пяти лет, до этого времени занимался монтажом лифтового оборудования в строящихся домах. Напряженные смены для нас – это праздничные дни, особенно новогодние. В такие дни случаются и конфликтные ситуации, но часто и благодарят застрявшие пассажиры.

Иван Николаев, электромеханик линейной службы лифтового хозяйства:

Занимаюсь ремонтом и обслуживанием лифтов. Рабочий день начинается с доведения оперативной информации о неисправных лифтах. У каждого механика свой участок – определенное количество адресов домов. Каждый месяц у лифтового оборудования необходимо проводить техническое обслуживание, то есть отслеживаю, насколько лифт находится в исправном состоянии. Помимо обслуживания оборудования, выезжаем еще по заявкам несправных лифтов. Бывает и так, что приходишь на работу, а заявок нет, то есть лифты находятся в рабочем состоянии. В такие дни есть возможность осмотреть те лифты, которые, к примеру, выходили из строя или в них было застревание пассажиров.

Ранее сайт газеты “Йошкар-Ола” сообщал, что в Йошкар-Оле с лестничной площадки пятого этажа жилого дома украли велосипед, а также рассказывал о том, что в Марий Эл к 12 годам колонии осужден мужчина, пытавшийся убить продавщицу мяса. Кроме того, в Марий Эл за неделю ОРВИ заболели 1270 человек, а еще жители Марий Эл рассказали о своем отношении к трудоголикам.

Фото Надежды Ефремовой.