Бегающий с одного этажа на другой лифт уже давно стал незаменимым средством передвижения городского жителя. Лифтовая служба в Йошкар-Оле насчитывает порядка 90 работников, тут трудятся диспетчеры, механики, электромонтеры и многие другие. Нередко люди работают в этой сфере целыми династиями. Как, например, герои этой статьи – Ирина и Денис Кольцовы, она – диспетчер аварийной связи инженерного оборудования, а он – инженер-электроник. Как выяснилось, рабочие будни супружеской пары редко бывают скучными.

НАШЛИ ДРУГ ДРУГА

Ирина Алексеевна и Денис Викторович Кольцовы работают в йошкар-олинской лифтовой службе уже довольно долгий срок – около 25 лет. А еще за их плечами 16 лет супружеской жизни.

Я пришла работать в эту отрасль сразу после института, – рассказывает Ирина. – Изначально у нас были небольшие диспетчерские, примерно на 2-3 дома, снабженные проводной телефонной связью. Она давала возможность общаться с людьми. Со временем оборудование усовершенствовалось, сейчас связь осуществляется посредством интернета. На данный момент мы обслуживаем около 1200 лифтов, территориально за нами закреплены Руэм, Медведево, 9-й микрорайон, Сомбатхей, Овощевод, Семеновка, Звездный.

Ирина и Денис закончили местный «политех», причем учились в одно и то же время, но на разных факультетах и в разных корпусах. Поэтому во время учебы не пересекались. Их знакомство случилось позже – уже на работе. Он пришел с коллегой к ней в диспетчерскую, молодая симпатичная девушка заинтересовала парня. Завязался разговор, выяснились общие интересы и общие знакомые. Так они и продолжили общение. А уже через год на свет появилась новая семья. Кольцовым сложно сказать, мешает или помогает в отношениях тот факт, что они работают в одной сфере. Но оба с уверенностью заявляют, что, если бы не устроились в ООО «Лифтовое хозяйство»,  тогда бы не встретились.

ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУШАЕТ

Ирина поделилась, что пришла работать в эту сферу, потому что считала ее перспективной. В то время как раз образовывалась новая организация «Лифтсервис», куда требовались люди, которые в перспективе смогут работать с компьютерной техникой. Девушку это заинтересовало. Возможно, на такой выбор профессии повлияло еще и то, что мама Ирины тоже трудилась в этой сфере. Девочка любила ходить к ней на работу и наблюдать за тем, как та нажимает кнопки на огромном столе, переговариваясь с людьми через специальный микрофон. Она представляла, что это центр управления полетами, как у космонавтов.

…Образование получено, выбор сделан. А в чем заключается работа? Место диспетчера не пустует практически никогда, невзирая на время суток и праздники.Специалиста окружают большие экраны, на которых изображены маленькие прямоугольники – лифты. В случае возникновения какой-либо проблемы или нештатной ситуации на экране загорается соответствующий значок.

По мнению Ирины Кольцовой, профессию лифтового диспетчера можно с полным правом отнести к категории стрессовых. Ведь пассажиры в лифтах бывают разные и реагируют на замечания и советы диспетчера иной раз непредсказуемо. Бывает, что оператору звонят нетрезвые люди, которые хамят и нецензурно выражаются, особенно ночью или в праздники. Но диспетчер не может прервать связь: согласно инструкции оператор обязан выяснить, не требуется ли помощь механика.

Я должна очень быстро принимать решения в любой ситуации, – делится Ирина. – Нужно уметь найти общий язык с любым человеком. Сложно приходится с  пассажирами, которые боятся замкнутого пространства: когда лифт внезапно останавливается, им начинает казаться, что в нем недостаточно воздуха. Их надо обязательно успокаивать, говорить, что скоро придет помощь. Есть и такие, кто боится, что лифт упадет, они начинают паниковать. Таким пассажирам приходится объяснять, как устроен лифт. Проговариваешь, что современные лифты имеют несколько степеней безопасности. Иногда приходится вызывать скорую помощь к лифтам, потому что человеку становится реально плохо.

В общем, легкой и спокойной профессию диспетчера лифтовой службы не назовешь. И скучной тоже. Бывают ситуации, когда диспетчер видит у себя на экране, что лифт застрял, пытается выйти на связь с пассажиром в кабине, а в ответ слышит собачий лай или мяуканье. Видимо животное случайно забежало в кабину. А что делать? Как и положено, вызывает аварийную бригаду. И лохматого-хвостатого достают из железного плена.

Вообще лифт – это транспортное средство повышенной опасности. Перед тем как им пользоваться, нужно внимательно изучить правила, которые, кстати, для людей не зря написаны. Например, дети дошкольного возраста не должны одни ездить в лифте.

РАБОТА ЭЛЕКТРОНИКА

В обязанности Дениса, как инженера-электроника, тоже входит немало задач. В рамках этой специализации сотрудник должен быть постоянно в курсе событий, регулярно изучать новое на рынке производителей.

Устройство лифтов довольно сложное. Мы должны досконально разбираться и в электронике и в механической части лифта. Потому что там все взаимосвязано. Без электроники не будет механика работать, где-то встает механика, она влияет на электронику. Мы учимся, программируем процессоры, настраиваем работу лифта, адаптируем под жильцов, – поясняет Денис.

Специалист приводит в пример одну из ситуаций, когда им приходилось менять заводские настройки лифта под нужды жильцов дома. В лифте стоит выдержка – двери открыты ровно 1 минуту. А в подъезде проживает инвалид, который не успевает заехать за это время в кабину. Электронщик приехал, настроил, сделал выдержку дольше. Жильцам пришлось объяснять, потому что были недовольные.

К слову, сейчас на предприятии идет модернизация в рамках госпрограммы:

Железо устает, металл устает, его надо модернизировать, – поясняет инженер-электроник. – Доходит до смешного. В доме меняют лифт на новый, а некоторые жильцы звонят и говорят: «Поставьте нам старый лифт! Он лучше». Всем не угодишь. Сейчас вот отключили несколько лифтов, конечно, дискомфорт, пешком надо ходить. Но зато у людей взамен будет новый чистый современный лифт.

ДИНАСТИЯ ПРОДОЛЖИТСЯ

Так как муж и жена работают в одной сфере, они ежедневно пересекаются на службе, а вечерние домашние посиделки не обходятся без обсуждения рабочих моментов. Но, по словам супругов, их это не напрягает. Вот и сынок подрастает и проявляет интерес к занятиям родителей. Он уже приходил к папе на работу, интересовался механизмами, расспрашивал, как устроен лифт, как включается и выключается агрегат. Кольцовы говорят, что будут не против, если парень свяжет свою жизнь с данной сферой, поддержат и помогут. По их мнению, эта отрасль перспективна. Лифты будут нужны всегда. Соответственно и лифтовых дел мастера будут всегда востребованы.

Если быть объективным, у нас в организации самая лучшая материально-техническая база. Всегда есть в запасе нужные запчасти. Чтобы не было простоев, лифт должен работать. Мы все-таки делаем доброе дело для людей, стараемся оперативно выполнять свою работу. Правда, для этого те, кто пользуется лифтом, должны воспринимать его как продолжение собственной квартиры. А значит, и отношение к лифтам должно быть соответствующим,- заключает глава семейства.

Супруги отмечают, что никогда не жалели о своем выборе в профессии. Да и вообще, в организации практически отсутствует текучка, люди работают десятилетиями. По словам Кольцовых, коллектив ООО «Лифтовое хозяйство» хороший, дружный, что тоже немаловажно. Работа есть всегда, надежно, стабильно. Сотрудников постоянно посылают на повышение квалификации, лицензирование, раз в три года они сдают экзамены. Идет постоянное развитие профессиональных умений и навыков, что называется, коллектив шагает в ногу со временем.

Напомним, ранее главный инженер ООО “Лифтовое хозяйство” в Йошкар-Оле рассказал из-за чего люди чаще всего застревают в лифтах.

Фото автора и из личного архива семьи Кольцовых.