Об учительской профессии школьник Ронгинской средней школы Юрий Антропов никогда не грезил. Мечта деревенского мальчишки была совсем другая, хотел он бороздить просторы Вселенной. В старших классах даже стал серьезно готовиться к поступлению в институт авиации, ездил за 16 километров на велосипеде на медкомиссии в райцентровский военкомат, что в поселке Советский находился.

Но детской мечте не суждено было исполниться. На последней медкомиссии врачи обнаружили у парня искривленную носовую перегородку, а это означало – прощай мечта, прощай космос!.. Тогда ведь даже никто не подсказал, что это можно исправить, сделав операцию. Предложили лишь поступать в любой военный вуз, на что Антропов наотрез отказался.

Жизнь не по плану

Если не в космос, то куда? Этим вопросом все чаще стал задаваться Юрий Антропов. И рассудил так: в жизни много что меняется, а постоянное и самое главное – дети. И это точно вечное! Вырастить и воспитать человека – большое дело,  видишь результат того, в кого душу вкладываешь.

– Тут как раз хороший факультет в пединституте открыли – индустриально-педагогический, – вспоминает Юрий Дмитриевич свой приход в учительскую профессию. – Там изучали математику, физику, теплотехнику, гидравлику, сопромат, машины и механизмы и даже агрономические науки. Государству нужны были педагогические кадры для подготовки квалифицированных рабочих. К тому же для жизни это то, что надо! Нисколько не пожалел, наоборот, освоил нужные учебные предметы.

Накануне последнего дня приема документов выпускник отнес в вуз аттестат об окончании школы, а на следующий день уже сдавал экзамены. Испытания прошел успешно, потому что дома серьезно занимался, хотя поступить было сложно. Ведь многие из тех, кто обучался на подготовительных курсах, не смогли стать студентами престижного в то время факультета. Учился легко. Студенческие годы пролетели незаметно. Как говорится, не успел обернуться, как в руках уже держал вместо школьного аттестата диплом об окончании пединститута.

Дорогой в школу

Выпустился Юрий Антропов из вуза преподавателем общетехнических дисциплин. Вопроса, куда идти работать, не возникло, поскольку смышленого студента приметил директор Азановской школы, когда тот с усердием осваивал науки в пединституте и не задумывался еще о дальнейшем трудоустройстве. На предложение работать в школе учителем молодой специалист, не раздумывая, согласился.

– И начали работать. Практически круглые сутки, – рассказывает Юрий Дмитриевич о своем первом педагогическом опыте. – Дети смышленые, любознательные, работа интересная. Что еще надо молодому специалисту? С ребятишками допоздна засиживались на кружках и секциях, готовились к различным конкурсам…

Время летело неумолимо быстро, у Антропова нарабатывался опыт, накапливались знания. Через десять лет работы в школе назначили директором. Перед назначением на должность пришлось, конечно, обучиться на курсах. Тогда, как отмечает Юрий Дмитриевич, четко работала система переподготовки кадров в институтах образования. Будучи слушателем курсов, много пришлось поездить с коллегами, обмениваясь опытом. В некоторых городах по нескольку раз побывал за это время, даже за границей – во Франции.

– Тогда было веяние организовывать математические, гуманитарные, химико-биологические классы, – рассказывает Юрий Дмитриевич. – Для этого знакомились с педагогами-новаторами, обобщали их опыт, вырабатывали свою стратегию в обучении ребят. На курсах порой спорили до хрипоты, какой же должна быть система образования, особенно в перестроечное время, чтобы она была эффективна и финансово оправдана. В те же годы появилось понятие «социальный заказ». Еще долго удивлялись, что это такое? Главная цель была выпустить из школы человека, гражданина, чтобы он себя нашел в жизни, успешно работал, был востребованным в обществе. А как это сделать? Только через раскрытие в ученике его умственных и физических способностей. Поэтому разработали учебный план, по которому общеобразовательную программу ребята изучали до обеда, а после обеда каждый занимался по своим интересам: «математики» шли на дополнительные занятия к математику, «физики» – к физику. И неважно было, сколько придет человек, главное – пробудить интерес, чтобы ученик научился сам добывать знания.

Но бывало и так, что некоторым ученикам не давались школьные предметы. Такие ребята-мальчишки осваивали с удовольствием автодело и гордились тем, что могли помочь в ремонте машины или даже управлять ей. Девочки, которые не умели чертить и плакали на уроках, прекрасно писали сочинения и изложения. В школе работало «золотое» правило – не вешать обидных ярлыков, поскольку способности у всех разные. И это четко понимали педагоги в своей работе.

Возможности всегда есть

В этом на 100 процентов убежден директор общеобразовательной школы № 21 Юрий Дмитриевич Антропов, который руководит коллективом с сентября 2002 года по сегодняшний день.

Прекрасные организаторские способности помогают увлечь ему педагогический коллектив общим делом. Он не боится внедрять новаторские идеи в учебно-воспитательный процесс. Недаром школа вошла в число лучших сельских школ. Руководителя никогда не пугали сложности в работе, главное, по его мнению, желание работать и добиваться поставленных целей. Даже при низкой рождаемости школа жила обычной полноценной жизнью, ученики приезжали учиться даже из соседних регионов: Кировской области и Республики Татарстан.

– В те годы педагогический коллектив сделал упор на только что зарождающееся кадетское движение, – говорит директор школы. – Кадеты появились в нашей школе в старших классах. Выпускали по пять классов! Галина Николаевна Пантюхина стала инициатором зарождения школьного кадетского движения. Учеников зачисляли тогда только по результатам конкурса.

Следующий шаг развития школы – начальные классы. Здесь внимание сосредоточили на социализации учеников и их качественном образовании. Главное – научить детей учиться, жить и общаться в коллективе.

– Поэтому с начальной школы начали компьютеризацию классов, – говорит директор школы. – Дети быстро поняли, что знания можно получать не только из уст учителя и учебника, но и с помощью компьютера. Педагоги порой вместе с учениками осваивали современные технологии.

Главный принцип в работе Юрия Антропова – не навязывать свою точку зрения. Это касается и учеников, и учителей. Важно, считает педагог, чтобы и у тех, и других возник интерес и желание двигаться вперед. А вот перенятие опыта зарубежных коллег помогло в создании школьного информационного центра. По мнению директора, это очень важная структурная единица в современной школе.

– Прежде всего, надо самому учителю меняться и расти постоянно, – считает Юрий Дмитриевич. – Без этого не состояться педагогу как профессионалу.

Идей еще лет на десять

Так оптимистично ответил Юрий Дмитриевич на вопрос о ближайших планах. Хотелось бы Антропову построить еще начальную школу, поскольку, считает педагог, важно раскрывать многогранный потенциал каждого ребенка.

– В начальной школе ребенок должен попробовать себя во многих направлениях, чтобы, выйдя из школы, чувствовать себя уверенным в жизни, – завершая разговор, говорит директор школы. – Например, научить ребенка плавать. Школьный бассейн сохраняем всеми силами. Не менее важно уверенно держаться перед аудиторией. Для этого учим детей выступать со сцены, приобрели даже специально сценический занавес…

Как признаются коллеги Юрия Дмитриевича, педагогический коллектив постоянно ощущает заботу директора школы. Учителя чувствуют его внимание и уважение, заинтересованность в каждом из них как профессионале. Для учеников не жалеет похвал, которые их заслуживают. Добрым словом поддержит и тех, кто в нем нуждается, чтобы добиться достойных результатов. А вообще Юрий Дмитриевич не любит рутины в работе и приветствует только творческий подход, благодаря которому только и можно достичь успеха.

Фото Н.Ефремовой.

Ранее сайт газеты “Йошкар-Ола” сообщал, что учитель из Марий Эл стал лауреатом всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2021» среди 63 молодых педагогов, а также рассказывал о том, что в Марий Эл 11 педагогов отправились работать в сельские школы по программе «Земский учитель», и о том, что учитель биологии и химии Галина Ефимова из Йошкар-Олы более 50 лет работает в школе, а также в Йошкар-Оле учителями начальных классов работают мужчины