День Победы – это то, что нас объединяет, живущих на пространстве, охватывавшем одну шестую суши под названием «СССР». С каждым годом всё дальше от нас великий день 9 Мая 1945 года, ставший легендой и одним из главнейших, если не главным событием всего XX века.

Меньше, всё меньше остаётся на Земле участников и свидетелей Второй Мировой, всё больше множатся колонны тех, кто с портретами своих родителей, дедов и прадедов выходят в составе Бессмертного полка… Всё так, как пел Высоцкий: «Наши мёртвые нас не оставят в беде, наши павшие, как часовые».

И восприятие Победы тоже менялось и меняется с годами. Особенно это видно на примере песен, которые пели. Сначала были такие, как: «Ехал я из Берлина»: «Эх, встречай, покрепче обнимай! Чарочку хмельную полнее наливай!» и «Едут-едут по Берлину наши казаки». Вместе с радостью, что наступил мир, было что-то пронзительное, хватающее за душу. «Соловьи», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «Дороги», которую сам маршал Жуков считал лучшей и самой правдивой песней о войне. А как забыть «Враги сожгли родную хату», от которой наворачиваются слёзы даже у тех, кто этой войны не видел?

С годами появились такие песни, как «От героев былых времён», «Последний бой» Михаила Ножкина, военные песни Высоцкого, «День Победы», которую приняли как музыкальный символ праздника, объединяющего народы. Уже в наши дни родился международный песенный фестиваль «Дорога на Ялту», на котором поют певцы из самых разных стран и поют те самые наши родные песни военных лет. Поют африканцы, американцы, европейцы, евреи, арабы – интернационал.

Литература наша послевоенная во многом сформирована военными впечатлениями тех, кто воевал, и даже термин такой был «лейтенантская проза». А поэзия солдат Великой Отечественной – это та вершина, которая стала нравственным ориентиром для многих. То же и кинематограф. Те, кто пришли учиться на режиссёров, операторов и актёров в военных шинелях, те, кто хлебнул военного несытого детства, и сформировали облик тех героев, которым хотелось подражать и вместе «драться… до коммунизма!», как фронтовик Егор Трубников, поднимавший разрушенный колхоз.

Кинематограф послевоенного Советского Союза – это летопись Великой Отечественной «от и до» вместе с эпопеями Юрия Озерова «Освобождение» и «Битва за Москву», «Иди и смотри» Элема Климова. А между этими фильмами и «Летят журавли», «Иваново детство», «В бой идут одни старики». Великая Отечественная оставила отпечаток на всей нашей жизни и разделила её на «до» и «после». Скажешь: «это было до войны» – и становится ясно, когда, если скажешь: «после», и тоже ясно, после какой войны.

С празднованием 9 мая было не так гладко, как представляется иногда. В 1947 году, по сути дела, отменили праздничный выходной. Сталин считал, что незачем отвлекать людей от восстановления народного хозяйства, и не хотел лишних неудобных воспоминаний, потому что советские люди неизбежно вспомнили бы «проклятый 41-ый год», ответственность за который у вождя была велика. При Хрущёве пропаганда вспоминала не 9 мая, а годовщину начала войны – уже в пику Сталину, который был одним из отцов Победы. И лишь при Брежневе, который сам воевал и при котором в Политбюро было немало людей военного поколения, стало возможным вновь отмечать День Победы – 9 Мая.

В 20-летие Победы, в 1965 г., вновь вернулись массовые гуляния, встречи фронтовиков, выходной день. В 60-ые ветераны войны были ещё не старыми людьми, радовались возможности повидаться с однополчанами и вспоминали главное событие своей жизни, вновь ощущали фронтовое братство. Как это было, смотрите фильмы тех лет: «Июльский дождь», «Был месяц май», «Белорусский вокзал». Затем пришло время зажигать Вечный огонь в память о погибших. Могилу Неизвестного солдата с Вечным огнём в Александровском саду у Кремля сделали местом всенародного поклонения в 1967 году. Такими же священными стали Мемориал Сталинградской битвы и Пискарёвское кладбище в Ленинграде.

В Йошкар-Оле свой Вечный огонь и мемориал воинам Великой Отечественной открыли в 1973 году 9 мая.

Уже в нашем веке 9 мая на проспекты и площади стала выходить грозная военная техника, за которой многотысячные колонны Бессмертного полка создают необыкновенный эмоциональный подъём, от волнения невозможно сдержать слёз.

И когда мы слышим и читаем о том, что где-то в Европе рушат памятники героям Великой Отечественной, освободившим мир от нацистского кошмара, мы понимаем, это – отзвуки той самой войны, когда рвутся ржавые снаряды и мины, заложенные с того самого времени, и наша память обязана быть живой и священной, так как ничего ещё не закончено.

Василий ВОСТРИКОВ, кандидат исторических наук

Фото Павла Старикова

Наши соцсети: