Если попросить кого-либо из живших в СССР назвать самый любимый праздник, то наверняка 1 Мая назовут в числе первых. Людмила Гурченко в своей автобиографической повести «Моё взрослое детство» считала именно 1 Мая одним из лучших и счастливых воспоминаний довоенного детства. Весна, цветы, люди в белом, яркие шары и красные флаги, песни – всё это вместе создавало ощущение счастья.
Вспомните «Москву майскую»: «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…» Для ребятишек не было большего счастья, чем на плечах родителей с флажками и шариками пройти в праздничных колоннах, прокричать «Ура!», буквально купаясь в море улыбок и музыке духового оркестра. А ведь дома ещё ждал праздничный стол, из репродукторов звучала бодрая жизнеутверждающая музыка и деревья были в белом цвету в ореоле немыслимого аромата.
А ведь так было не всегда! После победы Октябрьского переворота 1917 г. и взятия власти в России большевиками, в Царевококшайске в 1918 г. за день до праздника горожан известили, что 1 мая будет праздноваться День Мирового пролетариата, почему исполнительный комитет поручает предложить всем служащим принять участие в празднестве, пожаловав к 11 часам утра 1 мая в здание женской гимназии.
Празднество будет заключаться в следующем: торжественном заседании исполнительного комитета, пении приглашённым хором революционных песен, выступлении ораторов и торжественном шествии Красной армии по улицам города Царевококшайска с флагами и песнями.
В Гражданскую войну в 1919 году 1 мая прошло в виде митингов, на которых собравшиеся стояли с плакатами и транспарантами «Все для борьбы с Колчаком!», «Полной победе мешает Колчак! Он должен быть сметён!», «Поражение Колчака – конец всяким войнам». Через год в Краснококшайске на Базарной площади закладывали памятник торжества пролетарской революции, на Ярмарочной площади заложили площадь общественных собраний и физического воспитания. Такая же площадь была устроена на площади Троцкого близ Троицкого собора. 1 мая торжественно открыли Дом младенца, устроили спектакль на открытой сцене. Разумеется, приметой праздника были красные знамёна и революционные песни, ведь этот день призван был служить делу воспитания масс, поэтому демонстрации превращались в средство агитации и пропаганды идей Мировой революции, о которой грезили большевики. В 1928 г. в городе «синеблузники» устроили представление «Живой журнал», а физкультурники прошли строем.
1 мая всегда точно отражало реалии времени. В 1932 г. в противовес совпадавшей с 1 мая Пасхой, Первомай окрестили «красной Пасхой» и запретили в Йошкар-Оле колокольный звон. К 1 мая, как и к главному празднику страны, отмечавшемуся 7 ноября, в печати заблаговременно печатали текст лозунгов, утверждённый Отделом агитации и пропаганды ЦК ВКП(б). Постепенно сложился порядок ношения портретов основоположников марксистско-ленинского учения и членов Политбюро ЦК. В 30-ые годы на первомайских шествиях носили портреты Эрнста Тельмана – вождя германского пролетариата, томившегося в гитлеровских застенках. Первомайская демонстрация превращалась в карнавал, на котором можно было увидеть украшенные автоколонны с макетами самолётов, продукцией заводов, снопами пшеницы. Это был простор для фантазии людей. А ещё 1 мая стало демонстрацией молодости, силы и красоты. Церемониал был расписан заранее. В одни годы митинги проходили в столице на Юбилейной площади, в другую эпоху – на площади Ленина или колонны людей шли по Советской улице. На трибунах их приветствовали руководители республики и города. По демонстрациям можно было судить, что актуально в данный момент, какие повороты испытывает внутренняя и внешняя политика страны. После XX Съезда КПСС 1 мая 1956 г. в колоннах уже не было портретов Сталина, а через 9 лет такая же судьба постигла портреты Хрущёва.
Грандиозным получился Первомай 1967 г., ставший как бы репетицией празднования полувекового юбилея советской власти. После того, как закончилась эпоха СССР, Первомай стал другим – он стал днём социального протеста. Коммунисты Йошкар-Олы с 1993 г. проводили свои митинги на площади перед зданием Русского драматического театра.
Постепенно Первомай начал возвращаться на улицы, вновь зашагали профсоюзные праздничные колонны от предприятий и учреждений. Люди соскучились по празднику и возможности вместе с друзьями и знакомыми отметить день, ставший отныне Днём Весны и Труда, уже без политической окраски. О празднике не дают забыть дни календаря, отмеченные красным цветом и оставшиеся выходными по советской традиции. Правда, нет уже того обилия первомайских открыток, которые раньше рассылали родным и знакомым, а улицы украшены скромнее, чем раньше. Но главное то, что праздник остался и продолжает жить, украшая нашу жизнь.
Василий ВОСТРИКОВ, кандидат исторических наук
Фото предоставлено автором
Одноклассники: https://ok.ru/gazetayoshkarola
Телеграм: https://t.me/gazeta_yoshkarola
Ранее сайт газеты “Йошкар-Ола” сообщал, что Йошкар-Ола в 1989 году: В кипящем котле
Также, Йошкар-Ола в 1988 году: От карнавала до трагедии
Кроме того, Йошкар-Ола в 1987 году: Плотину прорвало