Праздник Красного цветка («Йошкар пеледыш пайрем») рождён революционным временем, когда в первые годы советской власти заместо старых традиций, связанных с религией и дореволюционным прошлым, на смену прежним приходили новые праздники, появившиеся благодаря творчеству людей, сердцем принявших рождение нового мира.

1920-й год был памятен тем, что на конференциях коммунистов и на крестьянских сходах жарко обсуждали вопрос о создании национальной автономии марийского народа. В то бурное время шло пробуждение национального самосознания. Творчество людей направлялось на создание обновлённой жизни, в которой не было место старому. Популярна была песня «Отречёмся от старого мира».

Идея своего марийского праздника буквально витала в воздухе. Работавший на Сернурских педагогических курсах Александр Фёдорович Конаков, создатель культпросветкружков и драматических кружков, предложил идею первого «Йошкар пеледыш пайрем» – революционного праздника народа мари. Он же организовал его проведение в Сернуре силами преподавателей и учащихся педкурсов. Празднества состоялись 27-29 мая 1920 года помимо Сернура в сёлах Старый Торъял, Куракино и Мари-Билямор Уржумского уезда, все они имели агитационно-политический характер. Для крестьян проводились митинги-концерты, политические беседы, спортивные игры и устраивались спектакли.

В 1923 году праздник приобрёл общемарийское значение. К концу 20-ых годов, когда мало-помалу национальная политика стала претерпевать изменения, «Йошкар пеледыш пайрем» прекратил своё существование.

К прежней революционной традиции 20-ых годов в республике вернулись лишь в шестидесятые годы. Для её возрождения послужили годы «оттепели», наступившие после смерти Сталина.

В Марийском обкоме КПСС в шестидесятые годы при П.В. Ураеве и П.А. Алмакаеве, много занимавшемся вопросами культуры мари, созрела мысль о возрождении ранее забытой было традиции, и уже в постановлениях обкома партии и республиканского правительства предписывалось организовать в городах и сёлах Марийской АССР республиканский праздник «Пеледыш пайрем». В газетах пропагандировался этот праздник, людей звали принять в нем активное участие.

27 мая 1965 года, ровно через 45 лет после проведения первого «Йошкар пеледыш пайрем», министр культуры республики Н.Ф. Рыбаков издал приказ «О проведении Второго республиканского съезда работников культуры и праздника “Пеледыш пайрем”».

Съезд провели 26 июня и на следующий день 27 июня – сам праздник. В районах «Пеледыш пайрем» предписано было провести неделей ранее – 20 июня 1965 года.

В планах мероприятий значились танцы, песенные концерты, музыкальные номера и спектакли. Народные гуляния и культурная программа создали тот облик праздника, который сохранился до нашего времени. Он пережил распад Советского Союза и роспуск КПСС, и ныне его проведение приурочено к главному празднику современной России – Дню России. Он проходит после весенне-полевых работ, и в этом отношении «Пеледыш пайрем» совпадает с народными обычаями, складывавшимися веками. Праздник, рождённый революцией, служит прославлению людей труда и единению марийского народа. В республике «Пеледыш пайрем» стал своим для русских, татар, чуваш и людей многих других национальностей, с уважением относящихся к культуре и традициям марийского народа. Проводимый в День России, он служит консолидации нашего уникального многонационального общества.

Василий ВОСТРИКОВ, кандидат исторических наук

Фото Павла Старикова

Наши соцсети: