Виктор Апталиков – звукорежиссёр в Театре юного зрителя. Будучи ребёнком, Виктор закончил Бауманский лицей, где занимался творчеством в известном в республике ансамбле «Русские узоры» под руководством Ангелины Речкиной.

С тех пор у мальчика начала прививаться любовь к искусству. Сначала были различные самодеятельные смотры и конкурсы. Но постепенно гость нашей рубрики стал интегрироваться в театральную среду и связал свою жизнь со сценой.

– После школы Вы сразу решили учиться на звукорежиссёра?

– Нет, не сразу. Вообще, звукорежиссёр – это очень сложная профессия. Она требует не только технических навыков, но и понимания сферы деятельности, в которой ты работаешь. Или это концертная звукорежиссура, или телевизионная, или театральная. То есть, к примеру, если ты работаешь на телевидении, должен знать специфику работы телевидения. В моём случае должна полностью пониматься специфика театра. Звукорежиссёр должен иметь высшее звукорежиссёрское образование.

– В наших вузах, насколько я знаю, нет такого направления.

– У меня нет высшего образования звукорежиссёра. Я учился в ГИТИСе на актёрском факультете, а звукорежиссурой стал увлекаться постепенно. В Москве я начал осваивать специфику этой профессии, а вернувшись в Йошкар-Олу, закончил режиссёрские курсы в колледже культуры.

– Почему Вы передумали становиться актёром и изменить направление деятельности?

– Я не только актёр, но и музыкант. Занимался трубой, фортепиано, учился на вокальном отделении в музыкальном училище им. И.С. Палантая. А звукорежиссура предполагает знание музыкальных основ. Мне всегда было интересно, как рождается музыка, как она записывается. Я начал увлекаться этим направлением и брать платные уроки, ещё учась в Москве. Первый мой опыт работы был в караоке-клубе. Затем постепенно я начал задаваться вопросами: «А как пишутся аранжировки и как записывается голос?». Стал изучать всё это более углублённо. И сейчас, если встанет выбор между сценой и звукорежиссурой, я отдам предпочтение именно ей. А вообще эти два направления очень взаимосвязаны. Работать звукорежиссёром и не быть творческим человеком невозможно. Поэтому я не отделяю один свой навык от другого. Всё, что я умею, чему учусь, идёт в общую копилку и помогает совершенствоваться в моей профессии.

– Какие особые сложности профессии Вы можете отметить?

– Посмотрите, сколько нас с вами сейчас окружает аппаратуры. Если в этом не разбираешься, не знаешь предназначения каждого провода, не умеешь паять, не знаешь специфику микросхем, ты не знаешь азов звукорежиссуры. Кроме владения творческими навыками, ты должен быть отличным техническим специалистом.

– То есть ремонтом аппаратуры занимаетесь тоже Вы?

– Да, естественно! Конечно, есть специалисты, которые всё это обслуживают, но случись поломка во время репетиции или спектакля, времени ждать кого-то просто нет. Надо в кратчайшие сроки найти и устранить поломку. Профессия требует всесторонности и маневренности. Поэтому главная моя задача – поддержка аппаратуры в рабочем состоянии. Ещё один момент заключается в том, что если ты работаешь звукорежиссёром в театре, но ты не театрал, то тут тоже возникают определённые сложности из-за отсутствия знания специфики работы театра. Надо уметь понять задумку режиссёра, правильно поддержать артистов на сцене.

– С целью поддержания правильной атмосферы?

– Конечно. Музыка во время спектакля создаёт не просто атмосферу, но и настроение. Она помогает зрителю максимально адекватно и объективно понимать соответствующее настроение, которое должно быть именно в конкретный момент. Через музыку зритель легче воспринимает то, что пытается донести тот или иной герой со сцены. А вообще, музыка – это составляющая и неотъемлемая часть нашей жизни, напрямую воздействующая на наше психоэмоциональное состояние.

– С каждым годом происходит развитие цифровых технологий, и техника совершенствуется. Насколько интереснее стало работать современному звукорежиссёру?

– Работать стало, наоборот, сложнее. Да, мы живём в век цифровизации, и всё сводится к цифре, уводя нас всё дальше от аналогового звука. Вы помните, раньше все записи были на плёнке? Мы её могли потрогать, ощутить. Мы брали в руки кассету и понимали, что это какой-то альбом. Сейчас музыка выходит на цифровых платформах, и мы уже не можем почувствовать музыку физически так, как чувствовали её раньше. Сейчас всё программируется цифровым путём.  Раньше звукорежиссёры, работая тактильно, ощущали всё иначе. Какие-то «крутилки», аналоговые пульты… Все команды выполнялись вручную, в режиме реального времени проходили корректировки звука. И в этом был свой шарм, как во всем аналоговом, когда ты чувствуешь присутствие музыки, словно при живом исполнении. Сейчас, когда всё это можно запрограммировать, теряется эта изюминка. Поэтому многие звукорежиссёры пытаются вернуться к аналоговому звучанию.

– Но ведь цифра помогла вывести качество звука на новый уровень.

– От цифрового звучания быстро устаёшь. Оно настолько кристально чистое, что не обладает жизнью, не греет душу. Сейчас снова большим спросом пользуются виниловые пластинки, при прослушивании которых можно слышать разные шуршания и потрескивания. Раньше они считались дефектами, сейчас это уже особенность.

– Как любите проводить свободное время?

– В театре работают люди, которые уже больны театром. Они всё время посвящают своей работе, не оставляя ни капли свободного времени. График у нас ненормированный. В выходные и праздники, когда все отдыхают, мы работаем. Надо же создавать людям праздничное настроение. А всё свободное время уходит на восстановление и отдых. Могу позволить себе сменить обстановку. Стараюсь встречаться с близкими, с семьёй. Летом люблю выезжать на дачу или, если есть возможность, ездить в другой город погулять.

– Какую музыку предпочитаете в дороге?

– Музыку в машине не включаю вообще. Настолько я от неё устаю! У меня даже нет автомагнитолы, и ставить её я не хочу. Мне намного приятнее в этот момент слушать звук мотора.

Фото Анжелики Наумовой

Наши соцсети: