Куклы известны человечеству с древнейших времён. Археологи находили их и у древних шумеров и египтян. Скоморохи и бродячие артисты зарабатывали на жизнь, представляя сценки с участием кукол на базарах, ярмарках, площадях многих городов много веков, но понимание того, что это – народное творчество есть искусство, нуждающееся в сбережении и сохранении, пришло не сразу.

В нашей стране наиболее известным кукольником был С.В. Образцов, основавший в Москве кукольный театр, ныне носящий его имя. Знаменитые часы на фасаде здания театра знакомы даже тем, кто никогда не бывал в этом чудо-театре.

В Йошкар-Оле в августе 1942 года, когда, по словам А.Т. Твардовского, «все стояло на кону»и враг рвался к Волге, при Маргостеатре была создана хозрасчётная труппа актёров-кукольников. Людям, как воздух, нужны были тогда шутка, смех, способные поднять дух в трагическое время. В 1943 году труппа стала театром, который объехал со своими номерами и спектаклями районы республики.

«Прописался»кукольный театр на Комсомольской улице в городском доме культуры по соседству с парком культуры и отдыха. Дом культуры был деревянным, но по архитектурной моде сталинского времени имел непременные портик и что-то вроде колонн.

Творить и ставить зрелищные постановки с красочными декорациями становилось с годами все труднее. В «Маригражданпроекте»под руководством щедрого на идеи художника и архитектора Анатолия Галицкого родился проект нового кукольного театра. Здание театра больше всего напоминало средневековый замок-крепость с выступающими башнями и необычные круглые окна придавали сооружению сказочный вид, словно подготавливая будущих зрителей к тому, что здесь увидят нечто такое, чего нет в других театрах.Светлые стены с тёмными полосами производили впечатление сказочности.А перед входом в само здание посетителей встречал каскад маленьких бассейнов и фонтанчиков. Все должно было, как считал архитектор дома кукол, служить созданию радостного настроения у людей. Вопреки расхожему утверждению мэтра режиссуры К.С. Станиславского, что «театр начинается с вешалки», здесь театр начинался уже на улице, на подходе к нему.

Но освоить и довести этот проект до завершения в 80-ые в позднем СССР, испытавшем шок от падения на нефть, инспирированном, как позже станет известно, американцами, не стеснявшимися никаких средств в «õолодной войне», было ой как непросто. Решать вопрос о строительстве кукольного театра в Йошкар-Оле приходилось в Москве чуть ли не на уровне председателя союзного правительства. Приходилось руководителям нашей республики подключать свои связи, знакомства, использовать силу убеждения, просить дать согласие на столь дорогостоящий объект культуры.Не забудем, что в те годы шла ещё дорого стоившая нам война в Афганистане. Но согласие в конце концов было получено.

Строители ССУ-5 «Йошкароластрой», имевшие опыт в сооружении нестандартных оригинальных зданий, постарались на славу. Светлые вестибюли, плитка, мрамор, металл – все служило созданию у гостей театра настроения ожидания праздника.Инженеры, дизайнеры и рабочие ММЗ создали замечательные люстры. Разноцветные ряды кресел в зале на 300 мест, сбегавшие вниз к сцене, служили тому, чтобы зрители чувствовали себя легко и непринуждённо.

Театр – это сложный организм, своеобразное производство. Ему много чего надо. Для людей, творящих праздник, актёров, художников, декораторов и других участников действа, приготовлено 80 помещений! Какое это богатство, могут оценить те, кто застал ещё старый дом кукол.

Первыми зрителями театра стали строители и проектировщики замечательного здания, которым 30 июля 1989 года показали спектакль «Варшавский набат»по пьесе В.Коростылёва.

Официальные торжества прошли уже 1 июля, когда детворе была показана пьеса В. Козлова «Посвящается Белочке».Прошло более двух десятилетий, прежде чем театр на Вознесенской не был разжалован. Один из руководителей РМЭ, одержимый строительным «зудом», самопиаром и освоением немалых средств, отослал кукольный театр в новое здание на Патриаршей площади. Здание бывшего кукольного театра подверглось частичной переделке, в угоду вкусам первого лица и в нарушение проекта здания, ему сделали «шапку»в виде купола.

В конце концов, бывший кукольный театр (не пропадать же ему!) отдали молодёжному театру – ТЮЗу. Но в народе его продолжают по-прежнему называть не иначе как «кукольный», каким он и был при своём рождении.Недёшево он дался нашим родителям, непросто было построить дом радости для детей. Поэтому давайте уважать труд людей, его создавших, и подумаем, как дать достойную жизнь памятнику 80-ых годов ушедшего века.

Василий Востриков, кандидат исторических наук

Наши соцсети: